ГЛАВА6

Здесь изучаем третье измерение это - глубина пространства. Этот предмет называется: "Линейная перспектива"

      Для того, чтобы сделать изображение, которое может давать зрительную информацию не только о высоте и ширине предметов, но и о глубине этих предметов и о глубине пространства, которое их окружает – нужно ознакомиться с наукой "Линейная перспектива" изучить и понять основные законы зрительного восприятия человеком пространства, и методы изображения пространства на плоском листе бумаги. Полностью изучать всю эту науку нет необходимости. Она в полном её объёме является наукой чертежной, технической, и использовать все это при создании произведений изобразительного искусства крайне неудобно. Но основные понятия нужно усвоить наилучшим образом. 

ОСНОВЫ ЛИНЕЙНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

 

        Зрение человека устроено таким образом, что все предметы, по мере удаления от глаз, воспринимаются уменьшенными.  Посмотрите как это происходит:

       Глаз воспринимает отраженные лучи света. Таким образом мы получили отраженные световые лучи от ближнего предмета (голубой цвет), и от дальнего предмета (фиолетовый цвет). Обратите внимание на то, что по мере удаления предмета от глаза, угол сектора обзора становится острее. По этому предмет, находящийся дальше воспринимается меньшим. На рисунке вы видите два совершенно одинаковых предмета, но дальний предмет, по отношению к ближнему, будет восприниматься в величину отрезка, обозначенного красным цветом. Как видите, эти различия весьма существенны.

        Вы, надеюсь наблюдали, что прямая дорога вдали сужается в точку, а большие здания могут казаться маленькими, словно игрушки. Вот обратите внимание на фото и сравните размеры чайника на подоконнике с размерами домов на дальнем плане.

       Как видите - дома здесь гораздо меньше чайника, но воспринимаем мы их вполне нормальными домами в которых живут люди.

Параллельные линии, направленные в глубину, воспринимаются сходящимися в одну точку на линии горизонта.

      А вот теперь подошло время познать вам ключи, которые откроют для вас секреты рисования форм в пространстве. Конечно же вы будете рисовать всё на плоском листе бумаги, но научитесь создавать в нём иллюзию пространства где зритель будет видеть что к нему ближе, а что дальше. Эти ключи есть геометрические тела: куб и цилиндр. И именно они помогут вам научиться рисовать все объемные формы в пространстве.

        Начнем с куба. Кубик образован шестью одинаковыми квадратными плоскостями, соединенными между собой под прямыми углами (90 градусов) Вот сейчас и рассмотрим как видоизменяется прямоугольная плоскость относительно направления вашего взгляда

 

       Здесь мы видим, что по мере удаления плоскости от линии взгляда изменяется и форма прямоугольной плоскости. Изменение проекции плоскости происходит как в правую, так и в левую сторону от линии взгляда.

      На этом рисунке, в отличии от предыдущего, мы рссматриваем изменение прямоугольных плоскостей расположенных так, что один из углов плоскости находится к нам ближе чем остальные углы. И вы уже заметили что в данном положении параллельные линии уже имеют два направления в глубину, а значит и две точки схода. Обычно как линия горизонта, так и линия взгляда бывают только в одном экземпляре каждая, но для того, чтобы порой изобразить предмет, повернутый к вам непривычным, неожиданным образом, приходится определять дополнительные линии горизонта и взгляда. Однако об этом позже. А пока мы еще не знаем о плоскостях, расположенных вертикально

      Вертикально расположенные прямоугольные плоскости также изменяются как и горизонтальные. Параллельные линии этих плоскостей устремлены в точки схода. А вот посмотрите как изменяется плоскость по мере её приближения или удаления от линии горизонта и линии взгляда.

      Это проявление можно легко пронаблюдать на практике. Если взять плоскость (можно книжку) и расположить её строго горизонтально на уровне иаших глаз на вытянутых руках, и затем ее медлено поднимать вверх или опускать вниз. Вы без труда заметите, что на уровне глаз не видно ни нижней ни верхней плоскостей книги, а вот чем выше или ниже вы передвигаете книгу - плоскости открываются всё болше и больше. Точно такое происходит если расположить книжку вертикально и подвигать ее влево и вправо.

     Только не подумайте, что мы теперь будем заниматься черчением. Мы будем рисовать используя эти особенности нашего зрения. А это уже совсем другое. Дело в том, что если вычерчивать все линии и отмечать точки схода в поле листа то рисунок предмета будет получаться очень мелким. Поэтому всё это вышеизложенное надо понять, а рисовать мы будем создавая в листе глубину и заполняя пространство нужными нам правильными предметами, при этом правильно смотреть на лист, и видеть то, что рисуешь.

      Сейчас я вам расскажу и покажу в какой последовательности лучше вести работу над рисунком кубика. Конечно же вы уже знаете основной принцип работы над рисунком это: "ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ". А значит, что сначала надо разместить рисунок в листе, определяя его массу и основные пропорции. Этот этап называется "компоновка". Компоновка всегда производится с учетом образа и характера предмета.

 

       Вот этот кубик явно чувствует себя неуверенно, словно он вошел в лист и хочет вернуться.

А этому кубику здесь не нравится и он убегает

 

      Но в этом случае кубик чувствует себя уверенно - ему здесь нравится, и он на своем месте. А вот сейчас рассмотрим процесс линейного построения формы кубика.

     Вопервых определяем общий размер и расположение рисунка в листе, а также при этом место ближнего ребра, Отмечаем его самой темной линией в рисунке (но не в полную силу тона карандаша). Это позволит нам лучше представить будущий кубик в листе.

      На втором этапе определяем угол и длину отрезков нижнего основания. Обратите внимание на то, чтобы отрезки этими казались нам равными высоте ближнего ребра. Да не позволяйте себе смотреть на отдельные линии. Это может испортить весь рисунок. А также линия основания которая слева оказывается короче правой, а дальний конец её по листу выше конца правой линии. Это потому, что её конец уходит глубже в пространство чем конец правой линии. Чем в данном случае точка в листе расположена выше тем она глубже в пространстве. Ведь линия горизонта здесь находится выше листа. А чем точка ближе к линии горизонта тем она воспринимается дальше от зрителя. Вот здесь мы добиваемся того, чтобы все три отрезка казались равными так как они являются сторонами квадратного основания и стороной квадратных граней.

      А ещё обратите внимание на интенсивность и принадлежность линий. Линии как бы размываются в сторону граней которым они принадлежат. На самом деле на кубике линий нет и мы только условно обозначаем ими границы граней. Чем глубже линия в пространстве - тем она светлее. Таким образом нам легче представлять плоский лист как глубокое пространство, и видеть пропорции в глубину пространства.

      На третьем этапе мы выстраиваем квадрат нижнего основания и квадрат видимой грани расположенной слева. Здесь добиваемся параллельности всех линий уходящих в глубину листа. Они должны равномерно стремиться в точку схода. Только в этом случае они будут казаться параллельными. Затем уточняем параллельность линий стремящихся в правую точку схода. Таким образом мы получили границы нижнего основания куба.

      На четвертом этапе из дальней точки квадрата основания поднимаем вертикальный отрезок линии и ограничиваем верхнюю грань квадрата, проверяя и уточняя параллельность линий стремящихся в левую точку схода. Таким образом форму куба мы построили, а как закончить этот рисунок вы уже знаете. Обратите также внимание на то, что нижнее основание раскрыто болше чем верхнее. Штриховкой наберите тон каждой видимой плоскости, учитывая то, что темные плоскости соприкасаясь со светлыми темнеют, а светлые к темным - светлеют. Это проявление контраста. А также не забывайте про рефлексы, которые должны быть на теневых плоскостях. Рисовать можете как с натуры, так и по воображению (очень полезно).

Хорошо нарисованный кубик добавит вам 300 часов полезного времени.

      – Да надоело уже  рисовать всякие квадратики, кружочки, а теперь еще и кубики!  – Снова возьутился ученик Тот  – и когда же мы будем учиться рисовать по настоящему?

       – А вы и учитесь по настоящему, сказал ему вошедший в класс учитель Умс  – не понимая простого, сложного не сделать. Все сложные формы, как и простой кубик, имеют высту, ширину и глубину. И если вы не поймёте кубик то вам, и кепку не нарисовать, не говоря уж о голове. Всему своё время.

       – Да ну – возразил Тот – я вот сейчас возьму и нарисую, и даже не кепку, а вот Серегу нарисую. и принялся рисовать портрет. А ребята стали учиться рисовать кубик.

       Работа действительно оказалась не простой. Чем раньше кто-либо пытался закончить свой рисунок, тем раньше приходилось начинать его заново. Однако Ухт нарисовал кубик меньше чем за 10 минут и проходя между мольбертами, помогал ученикам советами. В основном он почти всем советовал не торопиться заканчивать работу, внимательно проверять себя и не терять контроль над всем рисунком ни на секунду.

      – Ну да, всем говоришь не спешить, не торопиться, а сам уже давно все нарисовал и ходишь тут советуешь  – сказала Настя.

      –  А вот потому-то и закончил давно, что не спешил, контролировал спокойно весь лист.

       – Ответил за него учитель.

       Но ученик Тот уже почти закончил (как ему казалось) портрет Сережи и тщательно прорабатывал детали. Он даже немножко высунул язык от усердия. Но вдруг он внезапно исчез, так и не услышав комплиментов в свой адрес. А Ухт первым заметил его исчезновение и громко расхохотался глядя на его рисунок. Ребята тут же окружили мольберт Тота и весь класс наполнился хохотом.

      – Вот уж теперь будет Зазнаю потеха, сказал Ухт.

      Но вдруг, внезапно Тот оказался на своем месте за мольбертом. Он необычайно взволнованно сорвал свой рисунок с мольберта, смял его в комок и закрепил новый лист. Тот принялся рисовать кубик не обращая совершенно ни какого внимания на многочисленные вопросы окруживших его ребят. Не получив ни какого ответа, ребята разошлись по своим местам и продолжили работать над изучением, и рисованием кубика. Он невнимательно слушал объяснение учителя и чувствовал явный недостаток информации. Поэтому стал внимательно разглядывать, развешенные на стенах, наглядные пособия и рассматривать работы ребят.

      – Да как это возможно провести линии по воздуху, и к тому же в двух направлениях сразу, нитки что ли натягивать? – возмутился Тот, глядя на учителя.

      – А вот не требуется ни каких здесь линий или ниток – ответил ему учитель – на пособиях показано только то, как воспринимают наши глаза пространство, как воспринимаются параллельные линии, направленные в глубину пространства, если их спроецировать (насветить проектором) на плоскость. Здесь мы создаем только иллюзию пространства при том, что этот лист остается плоским. А для того, чтобы вам поверил зритель нужно в первую очередь самим поверить в то, что лист это пространство. И только так вы сможете видеть в сходящихся линиях параллельные, видеть их направление, и размеры в пространстве. И вот чем больше вы поупражняетесь в рисовании объемных геометрических тел, тем скорее вы перестанете даже задумываться о точках схода, линиях горизонта и взгляда. Просто будете рисовать объекты с той точки зрения с какой захотите чтобы их увидел зритель.

       Но предостерегаю от ошибки которую совершил Тот: рисование сложных форм, не усвоив простые, приводит к заучиванию ошибок, потере контроля над изображением и потере большого количества времени. Ведь переучивать, переламывать себя гораздо труднее чем научиться сразу рисовать правильно и легко. А научиться рисовать легко, играясь просто необходимо. Иначе какое может быть творчество если сам процесс изображения требует колоссального труда? Что хорошего мы можем услышать от музыканта которому трудно нажимать клавиши или струны? Не ленитесь повторять упражнения доводя процесс до автоматизма. Сейчас ведь нарисовать квадрат для вас не представляет ни какого труда, а вспомните как это было трудно для вас в начале. То же произойдет и с рисованием кубика, но для этого придется поупражняться.

         Как склеить кубик и цилиндр из плотной бумаги учат в общеобразовательной школе, да и готовых предметов, имеющих данные формы вокруг нас предостаточно.

         Ошибка Тота стоила ему 1000 часов полезного времени, и потому он возвратился в то время, и то место где он совершил ошибку. А вот теперь у него осталось немного часов полезного времени и ему следует быть очень осторожным, иначе произойдет как с Ухтом может вернутья даже во время рисования квадратиков.

        Ребята благополучно справились с рисунком кубика и отправились кто куда отдохнуть. А Сергей с Настей решили погулять у реки. Байтику очень нравилось гулять и он юлил у ребят под ногами так, что мешал идти. Пришлось его поуговаривать и он принялся охотиться на многочисленных кузнечиков, бабочек и жуков, летающих, прыгающих, ползающих по обе стороны тропинки. Он не причинял им вреда, а только ловил аккуратненько и отпускал. Когда они взошли на пригорок увидели широкую реку с поросшими лесом берегами. И тут же шумно сбежали вниз к самой воде. Вода оказалась чистой и прозрачной, где прекрасно были видны разноцветные резвящиеся рыбки, но довольно холодной. Желание поплавать пропало и они решили вернуться в класс. По прошествии некоторого времени в класс вошел учитель Умс и объявил новую тему: "Рисование цилиндра".

        Цилиндр это третий ключик из трех с помошью которых вы откроете мастерство рисования объёмных форм и предметов. На следующем уроке вы научитесь геометрическому анализу форм и сможете рисовать практически все окружающие вас предметы. После чего будете переведены в класс мастеров, где и будете изучать то, что необходимо знать каждому художнику.

        Цилиндр - это тело вращения, имеющее два основания, которые являются одинаковыми правильными окружностями.

СМОТРЕТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РИСОВАНИЯ ЦИЛИНДРА 

        Вот теперь вы знаете как нарисовать все три ключика. И вот их обязательно нужно научиться рисовать в совершенстве в любых положениях относительно линии горизонта и линии взгляда. Нужно научиться их рисовать легко и быстро, без тщательной проработки светотенью. Рисуйте кубик и цилиндр в основном линиями, слегка обозначая светотенью формы. Идеальное время выполнения одного рисунка 2 - 3 минуты. А шар рисовать вы уже умеете. Шар в любом положении выглядит одинаково и его форма не изменяется относительно линий горизонта и взгляда.

        Это необходимо для того, чтобы уметь рисовать все окружающие нас объемные формы. При помощи этих ключиков открывается возможность изображать предметы и формы любой сложности. Но для этого нужно научиться анализу и синтезу. Анализ - это разделение и сравнение, а синтез - соединение в целое. На рисунке вы видите как разделено яблоко на геометрические тела, которые вы уже умеете рисовать. Два усеченных конуса соединяются с цилиндром, сверху маленький усеченный конус большим основанием вверх. Всё это расположено на вертикальной оси. Далее, глядя на натуру, с помощью светотени уточняем существующую форму яблока. Надеюсь вы понимаете, что здесь изложена не последовательность рисования яблока, а приведен пример анализа и синтеза его формы.

        Рассмотрите как через анализ и синтез произведено изучение более сложной формы тюбика с краской. Последовательность ведения риунка всегда строится по принципу "От общего к частному" Тоесть от определения пропорций всей большой массы изображения в листе, пропорций соотношения составляющих масс между собой и к целому - к проработке деталей. При этом нужно чаще отходить от мольберта и с расстояния сравнивать детали с целым и между собой.

        Вас окружает много разных предметов. Порисуйте их с различных точек зрения и положения относительно линии горизонта. 

В том случае, если материалы из этой книги заинтересуют читателей - я выложу главы о композиции (сочинении произведения), гармонии и основах дизайна. Отзывы направляйте на Email

Яндекс.Метрика