ГЛАВА 2

Здесь мы изучаем технику работы карандашом на примере рисования плоских геометрических фигур.

Изучение всякой формы следует начинать с определения соотношения величин высоты и ширины. Следующим действием должно быть разделение формы на составляющие ее элементы с определением соотношения их величин с высотой и шириной всего предмета. После чего важно понять то, каким образом, и в какой последовательности эти элементы соединяются между собой, создавая данную форму. А вот теперь согласно этому принципу рассмотрим квадрат:

Общая характеристика Величина высоты равна величине ширины.
Анализ составляющих элементов   Четыре совершенно равных по величине отрезка прямой линии. Длина каждого из отрезков является размером и высоты, и ширины квадрата.
Закономерность строения формы Отрезки прямой, расположенные противоположно друг другу – являются параллельными. Отрезки, которые соприкасаются друг с другом, образуют между собой прямые углы.

    – После того, как человек осознает закономерность строения формы ему еще необходимо определить для себя план действий, то есть наиболее удобную последовательность выполнения работы. И только после этого можно приступать к делу.

    – Да это же кошмар какой-то! Зачем и говорить об этом, это и так всё ясно и понятно любому школьнику. – Отчаянно возмутился Сергей  – Мы что, на столько глупо выглядим, что не можем посчитать сколько сторон у квадрата? 

       – В таком случае пожалуйста дайте мне вон то. 

       – Сказал мастер Свет. 

       – Что? 

       – Но это же очевидно, это рядом с вами, не уж-то не видите?

        – Да ты что, издеваешься?

      – Не обижайтесь, пожалуйста, – сказал мастер, – это я для того, чтобы объяснить вам в какую ситуацию человек повергает свой мозг когда заставляет его изобразить предмет, а конкретной задачи при этом не ставит.

      – Ну хорошо, извини – погорячился.

    – Наиболее удобной для рисования последовательностью работы принято считать следующую, – сказал мастер Свет и его рука с карандашом, занесенная над листом бумаги, принялась выполнять быстрые движения. Не прикасаясь карандашом к бумаге, над самым листом, он как бы проводил то верхнюю, то нижнюю, то левую, то правую стороны воображаемого квадрата. При этом он, глядя на весь листочек бумаги так, что ему были видны все четыре стороны этого листочка, искал наиболее красивое место расположения будущего рисунка, а так же величину изображения в листе. И как только ему понравилось расположение будущего рисунка, он легкими штрихами отметил высоту и ширину квадрата. Продолжая смотреть на весь листочек, он более темными линиями уточнил параллельность горизонтальных отрезков между собой, и относительно краев листа. Затем так же попеременно, видя уже обозначенные линии, и вертикальные стороны листа, отметил левую и правую стороны квадрата. Его рука находилась в постоянном движении. С помощью линий более темных, чем предыдущие линии, он уточнил место и положение каждой из сторон квадрата. И только когда все стороны и все углы получились совершенно одинаковыми, он взял ластик, и легко прикасаясь к бумаге, очистил рисунок от лишних линий и ослабил тон верных. Когда наиболее верные линии становились слишком черными, мастер проводил вдоль них большой плоскостью ластика, удерживая его при этом за самый краешек. Слабые неверные линии исчезали вовсе, а наиболее верные высветлялись, что позволяло продолжать и уточнять рисунок. Смотрите как это может быть выполнено - ЗДЕСЬ.

      Проверить правильность выполнения вашей работы вы можете с помощью чистого листочка бумаги, прикладывая его к рисунку, отмечая карандашом размеры сторон и сравнивая их между собой.      

 

 – Но ведь для того чтобы научиться так легко и быстро выполнять такой большой объем работы потребуется очень много времени. Мы тут и состаримся, пока научимся хорошо рисовать, – с отчаяньем в голосе произнес Сережа. А может быть лучше взять чертежные инструменты и выполнить все эти фигуры с их помощью?

     – Да, конечно, и скорее, и проще, и качественнее, – согласился с ним мастер Свет. – Но все это так лишь при том условии, что человек будет изображать простые плоские фигуры. А вот для того, чтобы изобразить, таким образом, даже простую объемную форму – потребуется выполнить очень много математических вычислений. Но мозг человека способен выполнить очень большой объем работы мгновенно. И выполняет. А мы просто этого не замечаем. Вот это, еще мало изученное качество мозга, и лежит в основе процесса рисования.

      Вы видели, как ловко бегают пальцы музыканта по клавишам или струнам? А ведь для того, чтобы подробно описать их движения потребуется очень много времени и сил. Но сам музыкант при этом вовсе и не смотрит на свои пальцы. А ведь каждому пальцу требуется в нужное время находить нужную клавишу, ударять по ней с нужной силой и удерживать ее строго определенное время. И всей этой работой руководит всего лишь небольшой участок его мозга, которому музыкант помогает напряжением своей воли. Для этого человеку необходимо загрузить свой мозг нужной для этого информацией, и не торопясь, чтобы ничего не перепутать, несколько раз повторить это упражнение. Обычно человек обучается довольно быстро, но это происходит лишь в тех случаях, когда его мозг получает полную и правильную информацию. А так же при его внимательном и серьезном отношении к упражнениям

       Поэтому во время работы важно чтобы ваш мозг постоянно мог видеть весь лист бумаги, над которым вы трудитесь. Иначе он не будет понимать, что ему делать, а ваши руки, не получая ясной команды, будут наугад наносить на бумагу линии и пятна.

 

Посмотрите как движется рука во время рисования квадрата СМОТРЕТЬ

    А сейчас пора и поупражняться. Но прежде постарайтесь вспомнить все, что вы знаете о квадрате и о последовательности его изображения. Это очень важно для последующей работы

    Ребята подготовили к работе карандаши и приступили к выполнению упражнения. Вначале они, глядя так, чтобы им был виден весь лист, поработали карандашом, не касаясь листа бумаги. А когда хорошо представили, в каком месте, и каким должен быть рисунок, – наметили легкими штрихами его место и величину. Уточнили параллельность верхней и нижней сторон квадрата, как между собой, так и относительно верхнего и нижнего краев листа. Затем, глядя на эти линии и вместе с тем на края листа, поискали положение и место вертикальным сторонам квадрата. Но мастер Свет все же прервал их работу замечанием и пояснением. Настя немного боялась работать, и от этого ее изначальные линии получались слишком светлыми. Из-за этого ей приходилось присматриваться к каждой из линий в отдельности, что отвлекало ее внимание от восприятия целого изображения. А это очень затрудняет работу. Но остальную работу ребята проделали без замечаний. 

   – Хорошо, – оценил их работу мастер, – вы приобретаете еще по десять часов полезного времени. За каждое повторно выполненное упражнение вы можете получить еще по одному часу полезного времени за каждый верный рисунок.  

    – Вот здорово я придумал! – воскликнул Сережа и взял с полки лист тонкой бумаги. Он наложил этот лист бумаги на свой рисунок квадрата. Затем подошел к окну и приложив бумагу к стеклу, карандашом обвел по контуру просвечивающийся рисунок. Но вдруг, сладко дремавший на подоконнике Байтик, резко вскочил и с пронзительным криком: «Нельзя! Нельзя! Хитрость»; вцепился в правый рукав Сережиной рубашки. 

    – А вот это действительно здорово! Здорово, что у вас есть такой замечательный друг и помощник, – сказал мастер Свет и взял к себе на руки котенка. Байтик довольно замурлыкал, а мастер Свет, поглаживая его, обратился к Сергею: «Ты, Сережа, уже в который раз пытаешься добиться успеха с помощью хитрости. Но путь хитрости всегда приводит на гору Зла в черный замок короля Страха. Человек, вступивший на этот путь, вынужден будет воспользоваться и услугами господина Обмана, и госпожи Лести, Коварства, Зависти. Не обойтись ему и без услуг баронессы Лжи. А уж графиня Глупость в этом случае тоже своего не упустит. Все эти особы в конечном итоге предъявляют свои счета. И еще не было такого человека, кому удалось бы избежать расплаты. Эти господа не мелочатся. Частенько эта расплата бывает ценою в жизнь. Уж лучше избегать дружбы с такими «особами». 

      Для повторения упражнений ребятам не пришлось прилагать много усилий. Под руководством мастера они избежали заучивания ошибок, и все выполнили наилучшим образом. Им было зачтено, еще по пять часов полезного времени.Мастер Свет предложил ребятам немного отдохнуть, и они охотно согласились. Все вышли из мастерской и принялись играть в догонялки. Всем было очень весело. Резвый, проворный Байтик, понимая то, что он в этом деле самый ловкий и быстрый, разыгрывал с ребятами всякие шутки. То он притворится спящим, а когда догоняющий его, приблизится к нему, и вот-вот схватит, – вдруг, проскользнув у самого носа, оказывался на безопасном расстоянии. Или, убегая от соперника, молниеносно взбегал на самую верхушку дерева, приглашая догонявшего следовать за ним. Всех это очень забавляло и смешило. А всегда серьезный мастер Свет хохотал так, что на его глазах выступили слезинки.

       Вскоре ребята вернулись в мастерскую. Они закрепили на мольбертах листы бумаги и подготовили к работе карандаши и ластики.

       Довольно часто ученики затрудняют себе работу уже тем, что переоценивают, или наоборот приуменьшают сложность выполнения какого-либо упражнения. В результате работа над рисунком превращается в работу над ошибками. Если изображение окружности для вас превратится в работу с огромным количеством мельчайших точек, то вы непременно в них запутаетесь. Если вы не станете в своей работе учитывать того, что каждая, отдельно взятая точка окружности, располагается точно на таком же расстоянии от центра этой окружности, как и любая другая точка, то вы нарисуете замкнутую кривую линию. Но, к сожалению, мало окажется таких людей кто согласится с тем, что это правильная окружность.

       Можно выполнить рисунок окружности с помощью предварительной разметки. Обычно начинающие именно так и поступают. Человек с помощью предварительной разметки пытается оградить себя от возможных ошибок. Если прежде чем рисовать окружность, нарисовать квадрат – мы получим равные размеры высоты и ширины. Если соединить противоположные углы прямыми линиями – в точке пересечения будет центр будущей окружности. И теперь, когда на рисунке есть центр будущей окружности и четыре равноудаленные от этого центра точки – можно прорисовать окружность, ориентируясь на заданные размеры. Этот метод весьма трудоемкий и долгий. Такое рисование становится близким к черчению. Окружность таким образом получить можно. Но это может оказаться полезным только тому, кто не желает учиться рисовать, циркуля нет, а окружность нужна.   

       Лучшим методом всегда оказывается самый простой. Расположитесь  удобнее за мольбертом, возьмите в руку карандаш, и над листом многократно описывайте окружность в нужном месте и нужного размера. Все ваши движения при этом должны быть свободными и уверенными. Очень важно безоговорочно поверить в свои способности легко и просто выполнить эту работу. Хорошо при этом посматривать на образец и представлять, воображать такую же круглую окружность на своем листе. Когда у вас появится полная уверенность в том, что вы сможете нарисовать хорошую окружность – рисуйте. Что, не удалось? Спокойно. Все хорошо. Обратите внимание на то, что большая часть получилась великолепно. Оставайтесь хозяевами положения и продолжайте уточнять рисунок круговыми движениями руки, прижимая карандаш при нанесении более верных линий. Следует всегда помнить, что ни какие трудности, ни какие ошибки не должны отвлекать вас от постоянного восприятия всего листа. Успешной ваша работа может быть только тогда, когда абсолютно весь лист находится под вашим постоянным контролем. К ошибкам руки относитесь с должным спокойствием. Исправляйте ошибки, только глядя на весь лист. Все без исключения движения руки производите от  плеча.

      Вначале и Сергей, и Настя, попробовали рисовать окружность без предварительной разметки. Как обычно бывает, когда человек делает что-то впервые, их движения оказались скованными и неуверенными. В таком состоянии всякому «и муха кажется слоном». Вот и вспомнила Настя другой метод изображения, о котором говорилось раньше. Она заменила лист, и принялась вначале рисовать уже знакомый квадрат. Сергей так же последовал ее примеру. А что еще можно ожидать от людей впавших в панику? Да, они непременно станут спасать рисунок любой ценой.

       Квадрат Настя выполнила хорошо, добросовестно. А вот Сережа поторопился. Действительно, зачем трудиться делать хорошо то, что потом нужно будет стереть? Он даже не добился равенства сторон. Все предварительно отмеченные размеры оказались не верными. Сергей изо всех сил старался выровнять изначально искривленную окружность, но обманутый им рисунок все больше и больше обманывал автора. Да еще Байтик, пытаясь остановить такую работу, взобрался на верхнюю планку мольберта и охотился за движущимся карандашом. А когда ему удавалось вцепиться в карандаш зубами и коготками, приходилось изрядно потрудиться, чтобы вызволить карандаш. В раздражении Сергей швырнул котенка в дальний угол мастерской. Байтик обиделся и, свернувшись калачиком, улегся в углу, глядя на ребят глазами полными обиды, сочувствия и жалости.

       Настя все дополнительные разметки выполнила внимательно и качественно. Но она очень боялась того, что у нее не получится аккуратно соединить одной линией все контрольные точки, и от этого ее рука становилась все более и более непослушной. Страх сковывал ее действия и сокращал зону видимости листа до маленького участка линии под карандашом. Она чувствовала, что у нее ни чего не выходит, но и исправить была не в силах. Настя положила карандаш и ластик на краешек табуретки и закрыла лицо руками. Она плакала.

      Вдруг, совершенно неожиданно, в двух шагах от ребят возникли два огромных, вооруженных кривыми мечами стражника, и маленький, но с большим животом и таким же портфелем чиновник. Его плащ, брюки, обувь и высокий цилиндр сливались в единое черное пятно, увенчанное шарообразным, розовым лицом.

 Вдруг, совершенно неожиданно, в двух шагах от ребят возникли два огромных, вооруженных кривыми мечами стражника, и маленький, но с большим животом и таким же портфелем чиновник. Его плащ, брюки, обувь и высокий цилиндр сливались в единое черное пятно, увенчанное шарообразным, розовым лицом.     

    – И почему это ты, – с укором выговорила Настя мастеру Свету, нас не предупредил? Ты же знал, что это произойдет. 

    – Увы, ребята, – ответил Свет, – по законам нашей страны я имею право только дважды предупредить вас. В дальнейшем постарайтесь быть внимательнее. Сереже лучше отказываться от решения проблем с помощью хитрости. Перехитрить свой рисунок невозможно. Он как зеркало, – что в него вложено, то и отражается. А Насте полезно будет больше верить в свои возможности и победить свой страх по поводу возможных ошибок. Ошибка легко может быть исправленной только до момента ее утверждения вами, до того времени пока вы не боитесь (или не ленитесь) изменять в своей работе все правильные и неправильные участки. Но ошибки торжествуют, если их утвердили, они мгновенно заполняют весь лист, превращая весь рисунок в одну, большую ошибку. В итоге своей работы мы всегда получаем или хороший рисунок, или рисунок-ошибку. Рисунок - ошибку исправить невозможно. Лучше все сделать заново     

      – Но почему невозможно? – Спросила Настя, – ведь всегда можно что-то стереть, что-то добавить?..
        В случае, когда вы соглашаетесь с правильностью отдельной части, будь то линия, или какая-либо деталь целого изображения, – эта деталь вами утверждается и становится самостоятельным произведением, предметом.

      А это значит, что она приобретает, и свойство предметов отвечать на ваше воздействие своим воздействием на вас. В этом случае победителя быть не может. Даже если вам очень захочется изменить свой рисунок, пририсовывая к нему недостающие линии и детали, ваша работа станет бесконечной и безуспешной.

      Ребята приступили к выполнению упражнений в рисовании окружности. Конечно, вначале их преследовали неудачи. Но и Сергей, и Настя уже относились к ним с должным спокойствием и вниманием. Как только утрачивалось чувство хозяина положения, работа прекращалась, и рисунок начинался заново, начистом листе.

      Если человек во время работы хорошо видит весь свой лист, и умело, не навязчиво, руководит действиями своей руки, то для изображения окружности ему вполне хватит двух-трех минут.

       После того как получилось первое изображение, ребята заработали еще по десять часов полезного времени и повторили его по пять раз.

     – Прекрасно! – Похвалил ребят мастер Свет. – Остается познать последний, третий ключик, и если вы не устали, мы можем поучиться еще?

      Ребятам очень хотелось поскорее войти в город, и они согласились продолжить урок.

     –В таком случае, – сказал мастер Свет, – давайте рассмотрим и проанализируем наш третий ключик, – равносторонний треугольник. Может кто-то попробует это сделать самостоятельно?

    

       – Да это совсем простое дело треугольники рисовать, – сказал Сергей, – треугольник это не окружность, это нам раз, два, и готово.

     –Чрезмерная Самоуверенность является подругой Зазная, предупредил ребят мастер Свет, – а от её сетей спасает Осторожность. Но, бывает, что и чрезмерная Осторожность приводит к Страху. По этому вам очень важно научиться дружить с этими «дамочками», не отдавая предпочтения ни одной из них.

    – Треугольник образован тремя прямыми линиями, – первым приступил к анализу формы Сергей, – и все эти линии равны между собой.

    – А вот и не так. – Прервала его рассуждения Настя. – Начинать всегда нужно с общей характеристики, с соотношения величин высоты и ширины. В высоту, между прочим, он немного меньше чем в ширину, вот.

   – Да какая разница с чего начинать? – Возразил Сережа.–  Что от этого изменится?

    – Изменится, – ответил ему мастер Свет, – потому, что во всяком деле есть разумная последовательность действий. И нарушить ее, значит нарушить все дело.

      Лучше и не пытаться сделать второй шаг, если до этого не было первого. Соотношение величин высоты и ширины, всегда является первым шагом в работе над выполнением рисунка. Все последующие размеры мы можем сравнивать только с этими размерами. Ну, а в остальном, я думаю, вы уже сами разобрались. Рисуйте. Настя выстроила свой треугольник с помощью квадрата.

   Сергей, определив ширину треугольника, разделил ее пополам и восстановил из середины вверх вертикальный отрезок прямой линии. Затем он проверил и уточнил равенство полученных при этом углов. Следующим действием он восстановил из начала горизонтального отрезка основания вертикальный отрезок линии, равный по величине основанию треугольника.

                 

    Затем он на отрезке, установленном ранее из середины, отметил высоту треугольника  и добился равенства сторон треугольника, окрашенного на таблице в серый цвет. Проверил правильность полученного изображения и удалил все линии дополнительных построений. Поправил вид основных линий. 

        – Вы все выполнили прекрасно, –  похвалил ребят мастер Свет, и предложил прогуляться, отдохнуть перед предстоящей ответственной работой. Байтик ловко соскочил с подоконника и заюлил у входной двери. Ребята вышли из мастерской.

      – А может, сходим к озеру? – Предложил ребятам мастер Свет. Там сейчас наши мастера пейзаж обновляют. Думаю, вам это может быть интересно.

       Ребята согласились с предложением мастера, и все трое пошли по дороге, ведущей к озеру. Любопытный Байтик бежал впереди всех. Он не знал дороги к озеру и поэтому поминутно оглядывался на ребят, чтобы убедиться в правильности пути. Конечно, ему было бы удобнее бежать вслед за ребятами, но очень уж хотелось увидеть, что же это такое – озеро.

        А Сергей и Настя в течение всего пути расспрашивали мастера Света о том, что ожидает их за воротами города. За поворотом дороги, в низине, все увидели озеро, в котором словно в огромном зеркале отражалось небо с легкими, пушистыми облаками. Деревья, кустарник и камыш, казалось, тонули в воде, устремленные верхушками в зеркальную бездну.   

      На берегу были виды фигурки людей, явно занятых каким-то важным делом. Ребята пошагали быстрее. Вскоре они с дороги свернули на тропинку, которая и привела их на берег озера.

     – Здравствуйте. Бог в помощь. – Поприветствовал всех мастер Свет. – Разрешите полюбопытствовать: что у вас новенького?

   – О, Светик! Здравствуй дорогой! – Радостно воскликнула девушка, которая рисовала траву, – что-то давненько тебя нет с нами. Чем занимаешься?

   – Да вот, ребятам надо помочь, – ответил ей мастер Свет, – они заблудились во времени и пространстве. Познакомьтесь: это – Сергей, а это – Настя,

    – Мастер Музыка, – представилась девушка и улыбнулась доброй, лучезарной улыбкой.

    – Теперь им, конечно, без волшебного карандаша своих проблем не разрешить. – Сказал подошедший к ним стражник – ластик, внимательно осматривая каждую вновь нарисованную травинку.

– Хорошо, хорошо, великолепно, – проговорил стражник  и направился к мальчишкам, которые у самой кромки воды рисовали дерево, похожее на иву. Ребята были очень удивлены, глядя на то, как из-под карандашей мастеров возникают настоящие деревья, травы, рыбы, бабочки, птицы.

      – Так ведь все они рисуют волшебными карандашами, даже подмастерья! – Удивился Сергей! – Как это им удалось заполучить такие карандаши?

      – Это вовсе и не волшебные карандаши, а просто специальные, образующие, – ответил мастер.

– Обратите внимание на то, что птицы и бабочки не летают, а словно замерли в том месте, где они нарисованы. Окончательно всё это доработают художники, и только после них – обладатели волшебных карандашей оживят все эти рисунки. А вот нам сейчас, хорошо бы возвратиться в мастерскую и нарисовать ключи. Как вы на это смотрите?

        По пути в мастерскую ребята рассказывали мастеру Свету о своей школе, о друзьях и о городе, в котором они жили. Мастеру Свету это было очень интересно, и он внимательно слушал их рассказы. Байтик в этот раз бежал позади всех. Ему в мастерской было не интересно, скучно. Но он понимал, что ребятам это очень нужно и всегда терпеливо ждал, стараясь не мешать их работе.        Вот и в этот раз, когда все вошли в мастерскую, Байтик запрыгнул на подоконник, и занял там свое излюбленное место, свернувшись калачиком. Он прищурил глаза, замурлыкал, и принялся наблюдать за тем, что происходит в мастерской.

        Сергей и Настя взяли необходимые для этого специальные инструменты, и со знанием дела приступили к работе. Работа не потребовала много времени. Все фигуры нарисованы отлично. Мастер Свет внимательно осмотрел рисунки и предложил продолжить путешествие.

        Все дружно направились к воротам города. Впереди всех гордо вышагивал Байтик. Подойдя к воротам, ребята поприветствовали стражников и предъявили свои ключи. Все ключи беспрепятственно вошли в соответствующие им прорези ворот и массивные, дубовые ворота открылись. Стражники со словами: «Добро пожаловать» - пропустили всех в город. Дорога, ведущая от ворот в город, оказалась довольно короткой, и упиралась в парадное крыльцо красивого, большого дома. Здание дугообразной формы соединялось с городской стеной, создавая замкнутое пространство внутреннего двора. По обеим сторонам дороги, ведущей к парадному крыльцу, расположены клумбы с удивительно красивыми цветами, которые наполняли воздух чудесным благоуханным ароматом. Там было множество самых различных цветов. Были и такие, размеры, которых достигали размеров дерева средней величины. Но были и очень, маленькие, крошечные, они росли, плотно соприкасаясь между собой, образуя дивный ковер. Над клумбами, у дороги, возвышаются четыре сияющих постамента. Вершина каждого постамента увенчана одним важным, значительным словом, это: УВАЖЕНИЕ, ДОВЕРИЕ, ЧЕСТЬ, ТРУД.        

       – Это наши правила приличия, сказал ребятам мастер Свет. И вам, если вы уважаете наши правила – следует подойти к каждому из них, и засвидетельствовать свое почтение. Приложите к каждому постаменту ладони ваших рук. Настя и Сережа подошли к каждому постаменту и приложили свои ладони.

       Затем ребята поднялись по лестнице парадного крыльца и вошли в светлый просторный зал. В зале их встретил маленький старичок в высокой остроконечной шляпе и, с длинной до колен белой, пышной бородой.

      Здравствуйте, магистр Время, с поклоном поприветствовал его мастер Свет, – разрешите представить Вам этих замечательных молодых людей? 

    – Пожалуйста, пожалуйста, – ответил ему старичок, рассматривая ребят сквозь узкие щелочки морщинистых добрых глаз. Мастер Свет представил ребят по именам, а сам, сославшись на занятость, распрощался и ушел по своим делам. Магистр Время пригласил ребят в свой кабинет. Кабинет магистра поразил ребят своей необычностью: все стены были увешаны множеством различных часов, показывающих разное время. Посреди кабинета стоял большой круглый стол, уставленный блюдами с различными сладостями. В центре стола, возвышаясь над всем этим богатством, сиял медным блеском большой старинный самовар. Струящийся из самовара парок наполнял кабинет вкусным, ароматным запахом. 

       – Но сначала к умывальнику, – строго сказал магистр, и по-стариковски ворчливо добавил: « Знаю я вас, молодежь…» 

        Ребята вымыли руки и уселись на старинные резные стулья. Им, конечно, очень хотелось поскорее отведать вкусненького, но они терпеливо ждали приглашения хозяина. Старик разлил чай по чашкам и подал ребятам. Затем он налил еще одну чашечку и поставил ее на блюдо на полу у стола. На это же блюдо он положил пирожное и печенье. Байтик сразу сообразил, что это для него и, не дожидаясь приглашения, принялся поедать пирожное громко мурлыкая.

       – Ну, вот и нам пора чайком побаловаться. – Сказал магистр. – Угощайтесь, пожалуйста. Вначале все молча пили чай и ели пирожные, конфеты и различные другие вкусные произведения кондитерского и кулинарного искусства. Первой нарушила тишину Настя: «Какой вкусный, какой ароматный у вас чай!

     – Спасибо, – сказал магистр. – А вот подбирать и заваривать травы меня научил мой дедушка. Это было давно, еще, когда в нашей стране жили вместе очень разные люди, и вся наша жизнь была подчинена течению времени. Тогда дни сменялись ночами, а все люди старились, болели и умирали. Страх, лень, зависть и вместе с ними еще многие другие пороки владели умами и сердцами людей. Честных трудолюбивых людей становилось все меньше и меньше. Город переполняли всевозможные управители, чиновники, полицейские, всякие жулики, воры и грабители. Большинство людей жили тем, что все для себя отбирали у других, трудящихся людей. Трудящимся приходилось работать так много, что у них не оставалось ни сил, ни времени для обучения и воспитания своих детей. По этому большинство их детей уже не умели трудиться и, взрослея, становились кто-то вором, а кто-то полицейским. Страна погибала во зле. 

        Но на чердаке одного из рабочих бараков в тайной лаборатории, двое ученых, Разум и Интеллект – создали первый волшебный карандаш. С его помощью они провели черту между добром и злом. Все зло поместили в черном замке на вершине высокой горы, и определили злу такие правила, что зло стало служить добру. Время так же разделили на время разрушительное и полезное время. Разрушительное время отдали обитателям горы Зла. Это их время. Таким образом, у жителей нашей страны появилась возможность жить вечно. Но воспользоваться этой возможностью удается не всякому. Все зависит от количества заработанного человеком полезного времени, и от количества совершённых ошибок. Слушая магистра, ребята вдоволь наелись всяких сладостей и напились ароматного чая. 

      – Ну, вот и все, – сказал магистр Время, – наш урок подошёл к концу. Мне было приятно с вами беседовать, но вас ждут другие дела. Настя спросила разрешения помочь убрать стол и, не дожидаясь ответа, принялась собирать чашки и ложки. 

      – Конечно, конечно, пожалуйста, – ответил магистр. Ребята вымыли посуду, убрали крошки и подмели пол. 

      – Большое вам спасибо добрые люди, – сказал магистр Время, но теперь я должен проводить вас в первую подготовительную мастерскую. Все вышли из кабинета и магистр, приоткрыв соседнюю с его кабинетом дверь, пригласил ребят в светлую, просторную мастерскую. Мастерская встретила их шорохом работающих карандашей, который мгновенно утих, как только вошли Сережа и Настя. К ним подошел высокий светловолосый молодой мужчина. 

     – Здравствуйте, уважаемый учитель Смысл, здравствуйте дорогие ребята, – поприветствовал всех магистр Время. – Эту девочку зовут Настя, а мальчика зовут Сережа, они вместе с вами будут заниматься в подготовительном классе и готовиться к поступлению в ученики. 

     Учитель Смысл поприветствовал магистра и ребят. Затем пригласил Настю и Сережу занять места у свободных мольбертов. Сергей и Настя поблагодарили учителя, и принялись готовить свои рабочие места, и инструменты к работе. А в мастерской снова дружно зашуршали карандаши.Для того , чтобы выполнить первое задание, ребятам потребовалось научиться наносить на бумагу пятно. Пятно выполняется нанесением штрхов. Штриховка производится быстрыми многократными движениями руки в запястье по траектории овала. Двигаясь, таким образом, карандаш мягко ложится на бумагу и так же мягко от нее отрывается. Такой метод штриховки позволяет свободно равномерно увеличивать пятно в любом направлении. Постарайтесь во время выполнения штриховки полностью освободить запястье работающей руки от вашей опеки. Рука мгновенно научится выполнять прямые и параллельные штрихи без вашего контроля. От вас требуется только задавать скорость, направление перемещения, и силу нажима производящей штриховку руке. Если по ходу работы некоторые штрихи получились слишком темными, а также обнаруживаются кое-где пробелы между штрихами – не  стоит отчаиваться: это вполне обычное явление. Темные штрихи высветляют прижимая к ним вдоль направления штриховки острое ребро ластика, а пропуски заполняют недостающими штрихами. Для того чтобы все штрихи получались одинаковой толщины, в процессе работы периодически немного поворачивайте карандашик вокруг его оси вращения.

         Рис. 1.   Нанесение штриховки в один слой.                       

         Рис. 2.   Угол пересечения штрихов при нанесении второго             

                        слоя штриховки.

         Рис. 3. – Штриховка пятна в два слоя.

         Рис. 4. – Последовательность нанесения слоев при многослой-             

                        ной штриховке пятна.

         Рис. 5. – Пятно, выполненное методом многослойной штриховки.

    Для начала хорошо будет поучиться наносить штриховку на свободном поле листа. Просто поштрихуйте карандашиком бумагу, добиваясь равномерной окраски пятна в один, два, и несколько слоев. После того как нанесение штриховки окажется для вас простым обычным делом – приступайте к выполнению следующего упражнения     На листе бумаги, расположенном горизонтально, нарисуйте окружность, треугольник и квадрат. Для того чтобы фигуры располагались в листе красиво, постарайтесь задать им такие размеры, чтобы все они казались одинаковой величины. А расстояния между фигурами казались одинаковыми. Расстояния от крайних фигур до границ листа пусть на много превышают расстояния между фигурами. Если вы хорошо расположили фигуры в листе и хорошо, правильно установили границы всех фигур – приступайте к тонировке поверхностей. Вначале заштрихуйте окружность светлым пятном, нанося штрихи только в одном направлении. А для того, чтобы рука могла работать свободно, без напряжения – штриховку выполняйте через всю фигуру, не соблюдая границ. При этом внимание ваше должно быть нацелено на соблюдение равномерности окраски пятна. Затем с помощью ластика, острым его ребром, аккуратно, уберите всю штриховку, оказавшуюся за пределами окружности.

                    

          После этого можете аккуратно подчистить, выровнять тон окраски острым краешком ластика вдоль направления штрихов, а также, аккуратно добавить недостающие пропущенные штрихи. Вся окружность должна получиться окрашенной равномерно, без пятен. Далее поработайте с треугольником. Затонируйте треугольник двумя или тремя слоями штриховки. При этом обязательно хорошо выравнивайте каждый слой перед нанесением следующего. Для тонировки квадрата вам нужно будет самим по ходу работы определить количество наносимых слоев штриховки. Постарайтесь сделать квадрат настолько темнее треугольника – на сколько треугольник темнее окружности.

     – У нас есть только одна оценка – «хорошо», – сказал новичкам учитель – а все, что хуже – не оценивается вовсе, и результат не засчитывается. Сережа и Настя, уже умудренные некоторым опытом, сначала поучили свои руки наносить штриховку. Для этого им потребовалось заштриховать различными видами пятен несколько листов бумаги с обеих сторон. А как только почувствовали уверенность в работе – приступили к выполнению упражнения. 

     – Ой! Что это?.. – неожиданно нарушив монотонный шорох карандашей, вскрикнул Сергей. 

      Да, было чему удивляться: у него на коленях, не понятно, как и откуда оказался довольно крупный мальчик, с карандашом в вытянутой вперед правой руке. Ребята, обернувшись на крик, увидели эту необычную сцену, и весь класс разразился громким хохотом. 

       – О! Да это опять Тон! Понравилось у нас? 

       – И как Вас приняли в замке? 

       – Как поживает её величество? 

      Отовсюду сыпались в его адрес колкие вопросы и возгласы. Тон, вопреки своему не по возрасту крупному телосложению, был тихим, застенчивым и медлительным мальчиком. И вот как раз из за этих его особенностей, он уже не в первый раз возвращался из ученического в подготовительный класс. Разумеется не без помощи обитателей черного замка. 

      Вскоре Тон пришел в себя и принялся готовить рабочее место за соседним мольбертом. А мастерскую вновь заполнил шум работающих карандашей. 

      Сергей работал вдохновенно. Ему даже нравилась такая подвижная работа. А еще больше ему нравилось то, что эти чистые, красивые и правильные фигуры создавал он сам. Это его руки создавали по настоящему красивый лист. От этого он почувствовал себя вполне взрослым, самостоятельным человеком. Сережа уже разровнял, вычистил тон квадрата, но никак не мог понять: является ли тон треугольника именно средним тоном между тонами окружности и квадрата. Чем больше он рассматривал свой рисунок, тем меньше воспринимал различие тонов. Пришлось обратиться за помощью к учителю. 

       Учитель Смысл порекомендовал Сереже отвлечься на некоторое время от своей работы – посмотреть работы других ребят, а то и прогуляться во дворе, подышать свежим воздухом, полюбоваться цветами. А после небольшого отдыха подойти к своей работе и посмотреть как бы небрежно, не всматриваясь ни во что. Только мысль при этом должна фиксировать различие тонов. Но не взгляд. Напряженный, пристальный взгляд – обманщик. 

      Сергей последовал совету учителя и предложил Насте пойти вместе с ним во двор и отдохнуть. Настя сидела за мольбертом, пристально рассматривая свой рисунок, и не могла понять: готов он уже или еще что-то нужно сделать.   

       – Да ты уже изрядно перетемнила квадрат, – сказал ей Сергей, оставь, пошли, отдохнем. После на свежий глаз исправишь. Пошли. 

     – Сейчас, сейчас, я вот только немножечко…– Сказала Настя и принялась высветлять тон квадрата с помощью ластика.

Никогда не исправляйте ошибку вслепую, кто бы вам на нее ни указал, даже учитель, – сказал ребятам учитель Смысл. Прежде чем исправлять ошибку – необходимо эту ошибку видеть.    

       Спасибо большое, – сказала учителю Настя, и они с Сергеем, стараясь не помешать, прошли по мастерской и посмотрели работы других ребят. Затем они погуляли во дворе, и отдохнувшие вернулись в мастерскую. –Ну, надо же! Как я только могла не увидеть? – удивилась Настя, и принялась исправлять свой рисунок.                     

     – А я никаких ошибок не вижу, - огорчился Сережа, глядя на свой рисунок, что же мне теперь делать?  

         – Да с этим рисунком уже ни чего делать не нужно, сказал Сергею учитель, – подождите немного, сейчас приступим к следующему упражнению.  

         Настя недолго работала над ошибкой, но ей, как и Сергею, все еще не верилось, что работа уже закончена, и она все пристальнее и внимательнее рассматривала свой рисунок в поиске ошибок.

       – Да все уже, заканчивай, – сказал ей Сергей, – а не то все испортишь. У тебя уже вполне хороший рисунок. Всё.  

        Ребята предъявили свои работы на оценку. Работы были оценены и они прибавили к своему запасу полезного времени еще по пятьдесят часов. Следующее упражнение заключается в том, что нужно научиться выполнять постепенное, плавное перетекание тона одного пятна в тон другого. На следующем рисунке наглядно показано то, как может изменяться форма поверхности квадрата в зависимости от способа его тонировки.

            

Копия рисунка всех трех квадратов прибавляет вам стопятьдесят часов полезного времени.

           Чем шире зона растяжки тона, тем труднее глазу увидеть границы этой зоны.

         В процессе рисования часто приходится выполнять растяжку тона из одного пятна в другое. Таким образом, создается иллюзия объемной формы. Очень важно научиться различать даже самые малые различия в тоне окраски пятна. Порой даже кажется, что границы зоны растяжки тона вовсе неуловимы для глаза

                              

Изменение формы поверхности квадрата с помощью различной окраски его поверхности.

          Для того чтобы лучше было видно эти границы, обычно прищуривают глаза и смотрят на пятно (или форму) сквозь узенькие щелочки между веками глаз. В этом случае все обобщается, и границы растяжек воспринимаются лучше. Но далеко не каждому удается легко, и сразу научиться обнаруживать границы зон растяжек тона. Чаще всего этому мешает излишняя старательность. Чем старательнее вы будете всматриваться – тем меньшим будет становиться поле обзора. Взгляд, сфокусированный в одной точке, хорошо может видеть только эту точку. Поэтому смотреть нужно спокойно, охватывая взглядом все изображение (или весь предмет). И только мышлением пытаться распознать  эти границы. Зрение обманчиво. Напрягать зрение – обманывать мозг. Старайтесь смотреть умом, мыслью, но не глазами. Для усвоения этого сделайте копии квадратов с рисунка на предыдущей странице. Хуже не будет, если вы порисуете квадратики с рисунка, размещенного на этой странице. Каждый хороший рисунок прибавит вам еще по десять часов полезного времени.        После того как Настя и Сережа на примерах этих квадратиков научились производить тонировку пятен с растяжкой тона, они приступили к выполнению экзаменационного задания. Всякий кто сумеет хорошо выполнить рисунок, расположенный на следующей странице получает звание ученика и переходит в класс учеников.  

       Но прежде чем рисовать не забудьте, глядя на образец, ответить на следующие вопросы: 

  -Из каких, уже знакомых вам геометрических фигур состоит это изображение?

     -Как, по какому принципу эти фигуры соединяются междусобой, образуя этот рисунок?

-Укажите на образце различные тона пятен последовательно от самого темного к самому светлому.

     -   В какой последовательности будет наиболее удобно выполнить рисунок?

      Без ясных ответов на эти вопросы можете и не начинать эту работу. Конечно, всякому человеку хочется поскорее получить желаемый результат. Но наиболее кроткий путь к цели проходит только через ясные, исчерпывающие ответы на эти вопросы.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ

 

Для получения пароля к следующей странице

переведите 100 рублей с кошелька яндекс деньги

или с кредитной карты

Яндекс.Метрика