глава3 глава3

ГЛАВА 3

А сейчас рассмотрите то как используются в работе над рисунком движения форм и линий.

         Сережа и Настя экзаменационное задание выполнили хорошо и были переведены в сектор учеников. В первом классе сектора учеников встретили новичков торжественно. По этому поводу был устроен торжественный обед, на который были приглашены: мастер Свет, магистр Время, учитель Смысл и все ученики учебного класса. Новичков торжественно поздравили с присвоением первого в их жизни звания и пожелали успехов в дальнейшей учебе. Ребята познакомились с новым учителем. Им оказался коренастый худощавый старичок с живым непоседливым характером. Звали его учитель Умс.  

        В учебном классе ребятам предстояло узнать много нового и интересного. Им потребовалось научиться изображать различные предметы, растения и животных. Силуэты таких фигур имеют сложную форму, образованную множеством формообразующих акцентов. Формообразующие акценты – это такие условные точки, которые находятся в тех местах, где линия изменяет свое направление. Например, у квадрата эти точки расположены на углах, их четыре. У треугольника – три. Но в сложно образованных фигурах этих точек может быть множество. А для того чтобы уметь работать с этими точками и не запутаться в их несметном количестве – нужно научиться определять самые важные, самые необходимые точки на каждом этапе вашей работы. Выполняя первое упражнение, где последовательность отбора формообразующих акцентов вам будет указана – постарайтесь понять сам принцип выбора этих точек Сейчас мы рассмотрим весь процесс изображения сложной формы на примере рисунка бабочки. 

        1.Определение соотношения размеров высоты и ширины производится при полном обобщении всей фигуры. В нашем случае это будет трапеция, расположенная широким основанием вверх. Таким образом, мы получаем четыре самых важных формообразующих акцента. На таблице, приведенной выше, они обозначены оранжевым цветом.

       2. После определения соотношения размеров высоты и ширины нам необходимо провести ось симметрии, которая разделит наш рисунок на две равные половины. Эта ось нам поможет устанавливать все последующие формообразующие акценты. Ведь все точки левой половины, как в зеркале отражаются в правой. По этому все парные точки устанавливайте на одинаковом расстоянии от оси симметрии                                                                    

       3. Уточним расположение самых важных акцентов относительно оси симметрии.

       4. Выберем и попарно установим точки соединения крылышек с туловищем, и точки соединения верхних и нижних крыльев. На таблице эти акценты обозначены зеленым цветом. Вначале соединяем все найденные точки прямыми линиями. Это позволит в дальнейшем точнее определить все последующие формообразующие акценты.

        5. Уточняем форму, устанавливая попарно точки указанные на таблице голубым цветом.

        Дальнейшее уточнение формы произведите самостоятельно, выбирая наиболее важные формообразующие акценты для каждого этапа работы. Затем очищаем, уточняем и тонируем.

       Учитель  Умс закончил свой рассказ и расположился за своим учительским столом, а ребята приступили к выполнению своего первого ученического задания. Они вдохновенно увлеклись новым интересным делом.

       Вдохновение – удивительное состояние души человеческой. Когда по воле человека из обычных вещей возникает что-то особенное, то чего еще не было, его посещает неописуемое напряженное чувство восторга. Человеком овладевает состояние азартной созидательной борьбы. И победа необходима. Победа дает чувство удовлетворенности, труд обретает смысл, а произведение место в жизни.

      – Здравствуйте, уважаемый! – неожиданно голос учителя нарушил напряженную шуршащую карандашами тишину. Все увидели сидящего на учительском столе в нелепой позе парня. В правой вытянутой вперед руке он держал баночку с краской.

      – Художник, ой, нет, уже ученик Ухт, приходя в себя, представился парень.

      – Простите, пожалуйста, я не… это не я… понимаете…, так вышло…   – смущенно бормотал парень. Он поднялся со стола и встал на пол, но руки его от волнения не могли найти подходящего места.

       – Баночку из под краски можете выбросить, – сказал ему учитель. И, пожалуйста, организуйте для себя рабочее место, да приступайте к делу.

        Ухт, закрепил на мольберте бумагу, подготовил карандаши,  ластик и приступил к работе. Работал он быстро, уверенно и рационально. Ребята удивленно любовались его работой. Казалось, что все получается само по себе. Словно по велению какой-то волшебной силы на его листе возникала бабочка. Но эта бабочка получалась даже живее чем на образце. Глядя на нее, возникало приятное ощущение легкости полета, а обыкновенная белая бумага вокруг изображения казалась воздухом, наполненным ароматом цветущих трав.

           Вот бы и мне так. – Сказал Сережа. И почему ему все так легко и просто? А ведь нам требуется прилагать очень много усилий даже для того, чтобы рисовать куда более простые вещи.

         – Не позволяйте себе зависти, сказал Ухт, обернувшись к Сереже. Я вот именно по этому и оказался здесь, на столе, в дурацком положении. Лишился звания «художник». Если хотите я, конечно, могу рассказать вам свою историю. Это не займет много времени.

        – Интересно, интересно, очень интересно, - с нескрываемым любопытством запричитала Настя, - расскажите, пожалуйста?

       – Ну, хорошо, – сказал Ухт, – слушайте: По окончанию школы мастеров я, как и все выпускники, был принят в круг художников. Но при всем моем усердии мои работы ни чем особенным не отличались от работ других художников. А мне очень хотелось оказаться замеченным и представленным ко двору. Но почему-то всякий раз лучшими признавались работы других. И это меня очень злило. Я завидовал. В моей голове стали зарождаться всевозможные скверные мысли и планы. Вначале я стал давать дурные советы своим коллегам по поводу их работ. Иногда мои советы запутывали человеку мысли, и он портил порой даже очень хорошее произведение. Я торжествовал. А на то, что из-за этих моих проделок опустошался запас моего полезного времени, я как-то не обращал внимания. Мной овладел азарт своеобразной политической борьбы. Однажды, перед выставкой, я тайно проник в мастерскую одного из художников и испортил его картину, выплеснув на нее краску из банки. Вот так и попался в сети графини Зависти. Расписал стены одного из залов черного замка сценами из моих скверных поступков. А вот сейчас мне предстоит вновь пройти всю школу и еще раз заслужить звание «художник».

       – Но ведь всё это уже пройдено, – возмутился Сергей, Вы все умеете, Вы уже художник, почему всё делать снова?

       – Значит, плохой оказался художник, – ответил Ухт, – значит, что-то не понял. Вот поучусь и постараюсь понять. А вы продолжайте работу, надеюсь, у вас всё сложится хорошо.

       И Сергей, и Настя довольно хорошо нарисовали бабочку. Они заработали по тридцать часов полезного времени, и после прогулки на велосипедах приступили к выполнению следующего задания.

       Согласно этому заданию им потребовалось нарисовать дом. Но расположить его в листе, определить формообразующие акценты и последовательность его изображения  уже самостоятельно.

    – Но не уподобляйтесь копировальной машине, – сказал учитель, – постарайтесь понять и использовать сам принцип наложения штрихов и изображения камней фундамента. Рисуйте, но не копируйте!

 

  

          Настя попыталась разместить рисунок в листе, который был закреплен на мольберте вертикально. Но расположить рисунок в листе красиво ей никак не удавалось. Она посмотрела вокруг себя и обнаружила, что некоторые ученики закрепили свои листы горизонтально. Настя перевернула свой лист. В листе, расположенном горизонтально её домик размещался гораздо удобнее. Быстрыми, энергичными движениями руки она наметила основные, главные размеры. Далее она заметила, что домик состоит из двух основных частей это: сам домик и его веранда, которая по ширине равна половине ширины самого домика.


            Настя попыталась разместить рисунок в листе, который был закреплен на мольберте вертикально. Но расположить рисунок в листе красиво ей никак не удавалось. Она посмотрела вокруг себя и обнаружила, что некоторые ученики закрепили свои листы горизонтально. Настя перевернула свой лист. В листе, расположенном горизонтально её домик размещался гораздо удобнее. Быстрыми, энергичными движениями руки она наметила основные, главные размеры. Далее она заметила, что домик состоит из двух основных частей это: сам домик и его веранда, которая по ширине равна половине ширины самого домика.

     

            Все цвета различаются по тону. Есть цвета темные, и есть светлые. Могут быть разные цвета одинакового тона. Такие цвета в черно-белом рисунке, или фотографии совершенно не различаются. Они будут все одного цвета. Для того, чтобы рисовать очень важно научиться хорошо различать цвета по их тонам. Вы уже знаете, для того чтобы хорошо видеть тон пятна, смотреть нужно не на это пятно, а на все что его окружает. И только мыслью обращаться к этому пятну, сравнивая его со всеми окружающими пятнами. В работе с пятнами, как и в работе со всем рисунком, следует руководствоваться принципом «ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ».

    

Вначале лучше определить различие в общей тональной окраске всех больших, основных пятен изображаемого объекта. А затем сравнить различия тона пятнышек, находящихся внутри каждого из основных пятен. Да не забывайте при этом смотреть на весь лист!    Всякое изменение любой детали – изменяет весь рисунок в целом.

     Большинство ребят, а также Сергей и Настя, уже заканчивали свои рисунки, когда в мастерскую вошла девушка, одетая во все серое. Её пышные черные волосы, обрамляя смуглое от загара лицо, растекались волнами по плечам и спадали на грудь.

    – Здравствуйте ребята, – обратилась она к ученикам, – но где ваш учитель?

    – А его нет, – ответила находившаяся возле неё ученица, – он, понимаете, улетел, почему-то. А мы вот, рисуем.   

     – Ах, вот что у вас случилось, – сказала девушка, – я в любом случае пришла заменить его, зовут меня учитель Цветана.

       Она осмотрела работы ребят и утвердила хорошие рисунки своей подписью. Хороших рисунков оказалось большинство.

        После перерыва ученики, которые сумели хорошо нарисовать домики, узнали о движениях линий и форм, о том, как использовать движения линий вместе с формообразующими акцентами при построении рисунка сложной формы. А также о том, как работать цветными карандашами.

       – Всякая линия производит впетление движения, – сказала ученикам учитель Цветана. – Вертикальная линия может в одних случаях казаться стремящейсявверх, в других – ниспадающей вниз. Это происходит в зависимости от того, какой её конец закреплен в рисунке, а какой свободен. Но если линия пересечет весь лист – получается впечатление уравновешенности движений, и линия застывает, рассекая лист на две части.  То же самое происходит и с горизонтальной линией.

 

         На этих рисунках вы можете видеть то, какие впечатления движений производят прямые линии. Но не только прямые линии производят впечатление движений, а и всевозможные кривые линии тоже движутся. Форма линии придает движению характер, настроение. Сравните стремительные, прямые, целеустремленные движения прямых линий с суетливым, извилистым, движением линий ветки дерева на рисунке Б.

         Обычно в рисунке линиями очерчивают контуры форм. И начинающие учиться рисованию не редко ошибаются, переоценивая значение контурных линий формы, упуская при этом значение характера движения заключенной в эти линии самой формы. При таком отношении к линиям контура, обычно, после прокладки тона – наступает разочарование в свое работе. Посмотрите, на сколько различно воспринимаются эти рисунки. Совершенно по разному. Это произошло потому, что тонированные ствол и ветви дерева приобрели форму, и стали восприниматься как одна широкая линия, создающая уже одно, большое, важное впечатление от движения, в отличие от пестрого множества разнообразных по формам и одинаковых по значению линий в линейном рисунке слева.

        Линейный рисунок, который выполняется одинаковыми линиями, человек, воспринимает с большим трудом. Вот поэтому ученики, увлекаясь красотой и выразительностью отдельных линий контура, запутываются в них и совершенно забывают о форме. А после тонировки пятна проявляется совсем не та форма, которую хотелось создать. В такой ситуации человек, как правило, ищет причину своей неудачи, и «находит». Бывает, покажется, что карандаш не такой, или кто-то помешал, а иногда даже винят Бога в том, что не дал таланта. При том, что все линии в ходе работы казались такими красивыми и выразительными, да еще в работу было вложено так много труда и усердия, человеку и в голову не придет искать ошибку в своих действиях. Рисуйте линиями форму, но не линии от формы.

         Если конечно вы еще раз прочтете и обдумаете все выше сказанное о линиях, прежде чем приступите к выполнению следующего задания, уверяю вас: хуже от этого вам не будет.. Рисуйте линиями форму, но не линии от формы.

А сейчас рассмотрите то как используются в работе над рисунком движения форм и линий.

 

         1. На первом этапе работы размещаем максимально обобщенную форму в листе. Для того чтобы все это хорошо сделать, полезно предварительно, глядя на весь лист, по описывать многократно одной замкнутой воображаемой линией обобщенную форму над листом, не касаясь карандашом бумаги. При этом нужно стараться как можно лучше представить, вообразить готовое изображение в листе. Далее можно, слегка прикасаясь карандашом к бумаге, не отрывая карандаш от листа, быстро наметить контур обобщенной массы изображения, учитывая основные формообразующие акценты. Исправлять и уточнять контур следует так же быстрыми движениями руки, на мгновение, задерживаясь в точках формообразующих акцентов. Главное внимание при этом должно быть направлено на соблюдение нужных пропорций изображения и правильное направление движения формы, которое на рисунке указано стрелкой.

         2. Разделяем изображение на две наиболее важные части. При этом согласовываем пропорции и движения форм этих частей, как между собой, так и относительно общей массы всего изображения.

         3. Продолжаем разделение полученной формы на еще меньшие, но обобщенные участки. При этом продолжаем уточнять и согласовывать пропорции и движения форм этих участков с пропорциями и движениями большой основной массы всего изображения. Начинают проявляться линии контура.

         4. На этом этапе уточняем движения линий контура. Обратите внимание на то, что основные движения линий продолжаются за пределы формы. Это очень помогает сравнивать, согласовывать и уточнять движения линий контура.

         5. Вот сейчас нужно прорисовать всё остальное, включая детали. На этом этапе есть угроза нарушить принцип работы над изображением. Помните: «От общего к частному». Если человек увлечется деталью и забудет при этом смотреть на все изображение, он неминуемо потеряет контроль над всем изображением. А это приводит к тому, что дальнейшая работа, станет работой над ошибками, которых не видно. Обычно в таком состоянии, чем больше и усерднее работают – тем более ухудшается произведение. Такую нервную работу лучше оставить, успокоиться, отдохнуть и при следующей попытке постараться в этот капкан не попадаться. Да, и исправлять испорченный рисунок не пытайтесь, его лучше выбросить.

         6. Этот этап работы самый простой. Здесь требуется аккуратно очистить ластиком ваш рисунок от рабочей грязи и ослабить слишком темные линии.

         Цветные карандаши, в отличие от простых графитных, затачивать лучше коротко. Для этого хорошо использовать точилку. Но самый кончик стержня всё же старайтесь делать острым. В процессе работы цветной карандаш плохо пристает к бумаге, и для того, чтобы получался насыщенный цвет, карандаш приходится сильно прижимать к бумаге. Острый кончик стержня оставляет более яркий, насыщенный цвет, чем тупой округлый. От скольжения карандаша несколько раз по одному месту на бумаге, поверхность становится слишком гладкой и карандаш на такой поверхности скользит, не оставляя следа. По этому нужный цвет и тон старайтесь получить при штриховке в два - три слоя. Не всякая бумага позволит наложить больше трех слоев штриховки. Рассмотрите внимательно образец и постарайтесь подобрать нужные карандаши для каждого участка рисунка.   

 

          Двенадцать учеников, в том числе и Сережа с Настей, приступили к рисованию лисички. Но если торопиться начинать сложный рисунок сразу без соответствующего рабочего настроения – обречь себя на неудачу. А карандаши большинства учеников уже после быстрого беглого взгляда на образец наносили на бумагу расположение и размеры изображения в листе. Конечно, ребята внимательно слушали рассказ учителя и практически всё запомнили. Но для того чтобы не запутаться во всем многообразии различных действий, лучше предварительно, глядя на образец, попытаться представить, вообразить весь процесс работы. Это помогает сосредоточиться и настроиться на выполнение этой работы. Конечно, в данном случае можно воспользоваться готовой последовательностью, приведенной в рисунках на примере лисички , но в этих рисунках показаны далеко не все действия. Это только показ того, как должен выглядеть рисунок на промежуточных этапах работы. И для того, чтобы рисование не превратилось в бессмысленное копирование последовательно каждого из этапов, лучше попытаться предварительно представить весь процесс работы. А в случаях, когда что-либо не вспоминается – перечитывайте рассказ учителя Цветаны.

          Каждому из учеников очень хотелось хорошо и красиво нарисовать свой рисунок. Но все как один, кроме Ухта, из страха совершить ошибку, невольно стали копировать этап за этапом с таблицы. Конечно, всякому рисующему своя работа нравится. А как же иначе?

Иначе человек прекратит рисовать и в лучшем случае начнет работу снова.

Для получения пароля к следующей странице переведите 100 рублей

с кошелька яндекс деньги

или с кредитной карты

  ПЕРЕХОД НА СЛЕДУЮЩУЮ СТРАНИЦУ

 

Яндекс.Метрика