ГЛАВА 5

В этой главе узнаём о цвете

        Всё в стране Рисовании удивляло Сергея и Настю. Всё было удивительно и непривычно. Не возникало ни каких естественных и привычных желаний. Не возникало ни чувства голода, ни желания спать. Однажды Сергей решил попробовать поспать и удалился для этого в свой домик. Там он улегся в кровати, и заснул. Проснувшись, Сережа обнаружил на столе все, чем он хотел позавтракать. Был ясный солнечный день. После завтрака, он не спеша, направился в мастерскую. Сергей шёл по улице, разглядывая красивые дома и встречных прохожих. Но когда он пришёл в мастерскую и занял своё место за мольбертом – обнаружил то, что он попал во вчерашний день: все события продолжились с того момента, когда он удалился из мастерской и отправился в свой домик. Даже Настя не заметила его отсутствия. Настя так же проделывала подобные эксперименты. Однажды, она пошла погулять и обошла, казалось весь город, но возвратилась в мастерскую в тот же момент, с которого она начала свою прогулку. При этом в мастерской ни чего не изменилось и даже, ни кто не заметил её отсутствия.          Вскоре учителя Умса сменила уже знакомая нам учитель Цветана. Она рассказала ребятам о цвете. Ребята узнали о том, что поверхности всех видимых объектов отражают и поглощают лучи солнечного света. Эти лучи бывают красные, желтые и синие. Если поверхность предмета поглощает желтые и синие лучи, но отражает красные – мы видим поверхность красной. Если поверхность отражает синие, но красные и желтые поглощает – мы видим поверхность синего цвета. Но когда мы смотрим на поверхность, отражающую и красные, и желтые, и синие лучи – мы видим её белой. Чёрная поверхность – все эти лучи поглощает. Это самый жадный цвет. Более подробно о том, что такое солнечный свет вы можете узнать из науки «ФИЗИКА». А мы с вами сейчас только рассмотрим то, каким образом из этих трёх цветов, создаётся всё то многообразие различных цветов, которое мы видим. Посмотрите, какие цвета получаются при смешении исходных цветов в равных долях:

    Но чаще всего, при отражении все цвета смешиваются в различных пропорциях. Посмотрите, как это может происходить:

     Обратите внимание на то, что при смешении желтого с красным, можно получить много различных желтых, оранжевых и красных цветов. При смешении красного цвета с синим мы можем получить много различных красных, фиолетовых и синих. Смешивая синий цвет с желтым – получаем много синих, зелёных и желтых.

    

       Мы получили цветовой круг, состоящий из исходных (красный, желтый и синий) и производных цветов (оранжевый, зеленый, и фиолетовый).

       Этот круг включает в себя только активные цвета спектра. Такие цвета называются хроматическими. Черный, белый и серый – называют ахроматическими, нейтральными цветами.

       Если  хроматический цвет  смешивается с ахроматическим – он теряет свою активность, нейтрализуется.  

      Рассмотрим как образуется полный цветовой круг, который включает в себя все цвета спектра.

               На этом рисунке мы можем увидеть, как могут изменяться активные основные цвета, смешиваясь с нейтральными цветами, черным и белым.

         Вот  теперь, когда мы можем себе представить все возможное богатство нашей палитры – подумаем о том, как возможно использовать все эти знания на практике. Если вам нужно найти нужного человека – вам, во-первых, полезно будет знать кто этот человек, в какой стране он находится, в каком городе, и по какому адресу. Начинающие работать с цветом не редко принимаются искать цвет, не зная, какой цвет им нужен. По этому, как правило, ограничиваются теми цветами красок, какие уже имеются в банках, тюбиках или карандашах. При таком подходе к делу обычно произведения выглядят пестрыми и бессмысленными.

      Для того, чтобы избежать подобной бессмысленной работы – необходимо еще до того как брать краску, ответить на следующие вопросы:

         1.     Какие образы должен вызывать этот цвет? На что он будет похож, что напоминает?

         2.     Какому цвету из цветового круга он является родственным?

         3. Какие краски, или карандаши лучше использовать для получения данного цвета.   

       Это далеко еще не все вопросы, на которые ищут и находят ответы художники во время своей работы с цветом. И это довольно увлекательное, захватывающее дело – цветовая режиссура произведения. Но все сразу не поднять. Сейчас мы с вами поучимся применять на практике все то, что знаем.

        Вам предстоит выполнить копию с рисунка предмета, поверхность которого окрашена в единый, белый цвет. Но если рассмотреть этот рисунок внимательно – можно обнаружить, что на самом деле, цвет поверхности изменяется в зависимости от положения каждого участка этой поверхности относительно источника света. Изменяется не только тон окраски поверхности, но и цвет! Это происходит потому, что с различных сторон предмет дополнительно освещают отраженные от окружающих предметов световые лучи, придавая свои оттенки тем областям поверхности, в которых они отражаются.

        В дальнейшем можете для себя проделать следующий опыт: возьмите белый шарик, или яйцо, и внимательно рассмотрите (лучше зарисуйте) его в одном положении, а затем переместите в другое место и проделайте то же самое – вы увидите, как изменятся цвета предмета в свету, в тени и полутоне. Однако в любом случае белый предмет будет восприниматься белым.

        Для того чтобы определить то, какого цвета карандаш лучше использовать для получения того или иного цвета – смотрите цветовой круг. Хорошо будет, если вы сумеете цветовой круг запомнить.

 

 

 

Последовательность ведения работы:

    1.     Компоновка (расположить изображение в листе, определить пропорции).

    2.     Определить и легко наметить границы зон тени, полутона, блика.

    3.    Начиная с самого темного проработать форму цветными карандашами.

       Во время рисования цветного яйца на первом и втором этапах, у ребят не возникало ни каких вопросов. Но вот  третий этап просто остановил работу всей группы.

         – Какой карандаш лучше выбрать для нанесения первого слоя штрихов прокладки собственной и падающей теней? – первой задала вопрос Настя.

         –А вы внимательно посмотрите на образец. Какие цвета вы видите в тенях? Чем они отличаются от чёрного и серого цветов?  Это поможет вам выбрать наиболее подходящие для работы карандаши.

         Можно изначально нанести пятна активных цветов. В нашем случае это: зеленый, золотистый, светлый голубой и красно-коричневый. Затем черным и серым карандашами нанести штриховку по верху активных цветовых пятен, нейтрализуя их этим до нужного цветового звучания, а так же набирая соответствующий тон для выявления формы. Карандаши должны быть острыми. Если вы будете производить штриховку светлым цветом по темному – эффект смешения цветов будет слабым. Но такой метод тоже используется для внесения незначительных изменений цвета пятна.

         Самое главное в рисунке – это передать зрителю информацию о форме изображаемого предмета. Цвет придает изображению эффект живости и сообщает определенное настроение. Не редко случается когда в погоне за цветом утрачивается правдивость формы.

Как вы уже знаете, виновником большинства ошибок является страх. Но можно направить его вредоносное действие и на пользу для дела. Стоит ли бояться нечаянного лишнего штриха в нежелательном месте, когда вы это всё прекрасно видите и можете легко исправить? Стоит ли сильно опасаться стереть лишнее, если вы легко можете это возобновить?

          Но вот действительно бояться надо необоснованного страха, который отвлекает ваше внимание от главной задачи, и этим лишает власти над собственным произведением. Если вы научитесь этому – сам король Страх вынужден будет помогать вам в вашей работе.

– И за чем опять рисовать это яйцо? – Мы ведь его уже много раз рисовали, даже надоело, – возмутился ученик  Тот, – давайте лучше вон грибочки порисуем, а я уже давно портреты рисую.

– А как много портретов вы уже нарисовали? – снисходительно улыбнувшись, спросила его Цветана.

– Много – ответил Тот – я очень хочу рисовать портреты, у меня даже есть похожие, все ребята угадывают.

  1. –       А Вы можете показать Ваши портреты?
  2. –       Да, пожалуйста, сказал Тот и подал учителю папку с рисунками.

          –  Ну, что же, все ясно, –  сказала Цветана, разглядывая рисунки, – портреты вам со временем, думаю, будут удаваться, но сейчас мне становится понятной причина Ваших больших затруднений в работе над выполнением программных заданий. Конечно, Вам сейчас Ваши портреты нравятся, иначе и быть не может, Но, выполняя работу и не обладая еще достаточными для этого знаниями, вы заучиваете ошибки и привыкаете соглашаться с ними. В последствие Вас ожидает колоссальная борьба с этими ошибками, и я не берусь гадать о том, кто выйдет из неё победителем, Вы, или ошибки.

         – Но ведь у меня получаются похожие портреты, значит, я рисую правильно.  –  возразил Тот. Его лицо выражало растерянность и явное недоумение.

          – Не обижайтесь, Тот, подобное происходит довольно часто, и мы учителя, с этим сталкиваемся многократно. Учиться рисовать портреты Вы, надеюсь, будете в секторе мастеров. И для этого нужно себя хорошо подготовить. Конечно, мастерство не является главным для художника. Главное это умение мыслить. Но без мастерства ваша мысль не может быть донесена до зрителя. Вот сейчас, когда Вы приступите к выполнению экзаменационного задания для поступления в сектор подмастерьев, Вы явно поймете то, что имеющихся у Вас знаний явно не достаточно для того, что бы изображать объёмные формы в пространстве. И для того, чтобы понять все это придется еще и еще поучиться рисовать квадратики.

           – А в настоящее время, все кто справился с рисунком яйца, могут приступить к выполнению экзаменационного задания для перехода в сектор подмастерьев. Задание это потребует от вас внимательного изучения образцов, самостоятельного определения плана последовательности ведения работы, максимального сосредоточения на главной задаче

             Для дальнейшего изучения работы с цветом рекомендуется выполнить копии со следующих рисунков:  

 

            Понаблюдайте самостоятельно подобные предметы. Научитесь самостоятельно видеть цвет на поверхностях различных предметов. Смотреть на то пятно, цвет которого вы хотите увидеть – дело пустое. Увидеть и понять цвет пятна возможно только в сравнении этого цвета со всеми окружающими его и нейтральными цветами.

Для получения пароля к следующей странице переведите 100 рублей

с кошелька яндекс деньги

или с кредитной карты

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Яндекс.Метрика