ГЛАВА 4

Здесь узнаем как свет выявляет фориы всего видимого и как используется это свойство для выявления форм в рисунке.

            Все ученики были очень увлечены своей работой и, не отрываясь от работы ни на минуту – поочередно стали заканчивать свои рисунки и подавать их на утверждение учителю.

           Единственным учеником, чьи рисунки оказались утвержденными, оказался Ухт. Ребятами овладевало неприятное чувство обиды, стыда, зависти и даже злобы. Все сидели за мольбертами молча, рассматривая свои рисунки.

          – Видно плохая учительница нам в этот раз попалась, – вдруг подумала ученица Гертруда и, поделилась своими мыслями с учеником Джоном. – Подумайте только: с прежними учителями с нами такого не случалось.

          – Да, что-то здесь не так, – сказал ученик Франсуа, – она это, наверное, специально чтобы нас позлить. Может ей это нравится?

         – А вы бы вообще молчали, ваших зверей  ну  ни  как  лисой  назвать

нельзя, – сердито выкрикнул ученик Саид. – Но вот я-то ей, чем не угодил?

          – Хи, хи, Да твою козу с лисьим хвостом…

          – Что?

          Саид подбежал к Насте и влепил ей пощечину. Настя вцепилась ему в волосы. Сергей мгновенно бросился ей на помощь. Но у Саида тоже были друзья. Кто-то пытался растащить дерущихся учеников, а другие наоборот, пришли им на помощь. В мастерской, началась беспорядочная драка. Разгоряченные ученики не слышали ни голоса учителя, ни крик Байтика, которого разбудил внезапно возникший шум.

          Но вдруг все участники драки замерли без движения, словно каменные скульптуры, сдвинулись в один большой ком и, исчезли за дверью. В мастерской остались только учительница Цветана, Ухт, Байтик, и еще четверо учеников не принявших участие в драке. Цветана сидела за учительским столом и плакала, прикрывая лицо платком. Это был её первый самостоятельный урок. Урок, к которому она так старательно готовилась и так об этом мечтала, обернулся такой неудачей.

          – Всё нормально, Цветаночка, все нормально, – успокаивал её ученик Ухт, – помните, как однажды у нас в секторе подмастерьев тоже драка произошла? Так ведь всё разрешилось хорошо. И у нас все будет хорошо. Пребывание в черном замке пойдет ребятам на пользу. Они приобретут опыт. Давайте лучше делом займемся, порисуем, да ребят подождем.

          Цветана вытерла слезы, привела в порядок косметику на лице, и продолжила урок с оставшимися учениками.

          А беспокойный Байтик вышел из мастерской и отправился на поиски ребят. Он быстро вскарабкался на вершину самой высокой башни и внимательно осмотрел весь путь, от города Мастеров к замку короля Страха, который ему предстояло преодолеть. Затем он спустился вниз и побежал напрямик, огибая встречающиеся на пути деревья, кусты и валуны. Дорога к замку оказалась не легкой. Ему однажды даже пришлось убегать от большой черной собаки, из-за чего он чуть было не сбился с пути.

          Подойдя к замку, Байтик обнаружил, что высокие стены выложены из очень гладкого полированного чёрного камня, и взобраться по такой скользкой стене ему ни как не удастся. Он пошел вдоль стены в поиске возможности пробраться во двор замка. Когда он подошел к огромным воротам, такая возможность обнаружилась. Он прижался к земле и прополз под воротами. Оказавшись во дворе, Байтик осмотрелся по сторонам и направился по аллее к входу в королевский дворец. Навстречу ему шли, оживленно беседуя, две знатные дамы. Байтик затаился в кустах и прислушался.

          – Наша королева просто душка. Надо же, так здорово всё придумала! – Восхищалась молодая дама, поправляя локоны своей громоздкой прически – я уже с нетерпением жду следующего представления. Они так забавно дерутся. Так забавно.

          – Хорошо - то хорошо, да не все так хорошо – заметила пожилая мадам Интрига. – А знаешь ли как она распределила время? Ведь опять все разделила между своими любимчиками. А ведь все это устраивали мы вместе с твоим отцом графом Глупостью. Но в итоге нам достались какие-то жалкие минуты. И не будь я графиней Интригой, если не испорчу им это зрелище! Я уже знаю, как это сделать. Вот только придумаю, как пробраться к этим глупым ученикам. Одного или двух стражников я сумела бы легко провести. Но их там целый десяток. В этом случае нужно быть осторожнее.

          Байтик понял, что пришло время действовать. Он вынырнул из куста и заюлил у ног молодой мадам Беспечность.

          – Ой, какая прелесть, какой душечка! –  восторженно  вскрикнула молодая дама и, приподняв с земли котенка, посадила его к себе на грудь.

          – Да брось ты его, сказала мадам Интрига, – грязный он. Где эти кошки только не лазят? А ты его к лицу. Брось!

          – Вовсе не надо меня бросать, – обиженно ответил Байтик,– я, конечно, мог бы вам очень хорошо помочь, но если вы так … пустите. Без вас, как ни будь, обойдусь. Меня ведь ни какие стражники не  тронут. Я везде могу ходить.

          – Ах, молодчина! – Вскрикнула старая графиня и потянулась руками к котёнку, – иди ко мне, иди сюда, вот теперь мы им устроим. Пусть знают, как нас обманывать! Понимаешь, по решению высочайшего суда ученики подвергаются двум пыткам в сутки. Первая пытка это «Безделье». Им запрещено в течение двенадцати часов даже ходить и разговаривать. А вот вторая – «Повторение времени» – это зрелище для всех жителей замка. Учеников выводят на арену и возвращают им время последнего урока, к которому прибавляют ещё по десять минут для продолжения драки.  Зрители  делают  ставки  и заключают пари. Всем  это очень нравится. Но я очень хочу им это веселье испортить.

         – Но как? – Удивленно спросил Байтик. – Как вы хотите это сделать?

         – А здесь и делать-то ничего не надо. Нужно только пробраться к ученикам ночью, во время сна, чтобы объяснить им, как ускорить их возвращение. И они сами всё сделают. А королева, ведь это она всё придумала, окажется в глупом положении. Вот так. Слушай внимательно: «Во-первых, во время пытки бездельем ни один стражник не может увидеть работу умственную, и ученики вполне могут в это время рисовать эту лису в своем воображении. И когда они будут рисовать на арене – их рисунки от этого станут гораздо лучше. А это значит, что власть герцогини Путаницы и Графа Глупости над их умами, значительно ослабнет. И вместе с этим значительно пошатнётся  власть баронессы Зависти, князя Ярости и герцогини Агрессии. У ребят станет исчезать повод для ссоры. А когда все ученики помирятся, и станет невозможным их снова заставить драться – они окажутся бесполезными в нашем замке. Их придётся доставить на прежнее место.

         – Всё это, конечно понятно… – замурлыкал Байтик.

         – Получишь полную миску сметаны – сказала ему графиня и  ласково посмотрела на Байтика сквозь щёлочки своих морщинистых маленьких лукавых глазок.

         – И мороженного, – добавил Байтик – много. Пожалуйста, – сколько захочешь, только постарайся не привлечь внимания стражников, когда будешь всё это рассказывать этим мальчишкам и девчонкам. Ну ладно, заговорилась я тут с тобой. Ступай, да смотри, будь осторожен. – Сказала графиня Интрига и, погладив котенка по спинке, опустила его на землю.

         Байтик побежал осматривать дворец и разыскивать в нём ребят. Проходя мимо одной из многочисленных дверей дворца, он вдруг услышал знакомый голос.

         – Ну не могу я учить детей лгать! Не могу. Понимаете? – отчаянно, срываясь на крик, прозвучал знакомый голос.

         – Умеешь. Даже сейчас лжешь, – отвечал ему хриплый самоуверенный голос начальника охраны, – вот проведешь пару суток в камере пыток бездельем, так сразу поумнеешь. Ишь какой! Попался в сети лжи и говорит, что лгать не умеет. Ну, ты подумай на переменке, а если не начнешь урок, то мы тебя тово… понял?

         – Так это же учитель Умс, – вспомнил голос Байтик, вот он-то мог бы очень хорошо помочь ребятам выбраться отсюда. Но его и  самого нужно спасать. Байтик присел у самой двери и стал дожидаться, чтобы её кто-либо открыл. Долго ждать не пришлось: вначале из открывшейся двери, словно большая бочка, выкатился начальник охраны, а за ним, с шумом и визгом, как ошалелые  выскакивали какие-то ребята. Байтик воспользовался моментом и, проскользнув в суматохе за дверь, затаился под учительским столом.

         Учитель сидел за столом, обхватив голову руками. У двери, словно два столба стояли два стражника с большими кривыми мечами на плечах. Больше ни кого в классе не было. Оба стражника оказались в своем деле людьми опытными и уже хорошо умели спать на посту с открытыми глазами. Этим они и занимались в настоящее время.

         Байтик, аккуратно цепляясь коготками за брюки учителя, взобрался к нему на колено.

         Учитель опустил взгляд и, увидев Байтика, улыбнулся. А Байтик шёпотом, что бы не услышали стражники, рассказал ему о ребятах, о графине Интриге, и о том, как их можно спасти.

         – Вот и хорошо, – сказал учитель Умс, – хорошо, я должен попасть в эту камеру пыток бездельем, и помочь своим ученикам. А ты умница, хороший котёнок, ты уже своё дело сделал, можешь возвращаться в город и ожидать ребят там, не подвергая себя опасности. Вдруг резко открылась дверь и в класс с шумом вкатилась ватага ребятишек. Один из стражников встрепенулся, резко повернул голову к двери, а за тем снова замер в привычной для него позе. Байтик затаился под столом в выжидании удобного момента. И как только в двери снова появилась толпа ребят, он молниеносно бросился в толпу и, проскочив за дверь, без оглядки устремился по длинному темному коридору. Остановился он только за поворотом, и осторожно выглядывая из-за угла, убедился в том, что за ним нет погони. Байтик решил без ребят в город не возвращаться, мало ли что. И он продолжил свой поиск. В конце длинного коридора лестница устремилась вниз. Он долго спускался по лестнице и, наконец, оказался в просторном помещении без единого окна. На стенах, как и вдоль лестницы, были закреплены горящие факелы. Пахло сыростью и крысами. С крысами Байтику совсем не хотелось встречаться. Он был еще котёнок, но знал, что даже большие коты опасаются их стаи. Байтик от страха сжался в комок, но мысль о том, что ребятам сейчас еще хуже, заставила его сделать шаг в пустоту большого подземного зала. У левой стены трое стражников возбужденно играли в карты. Правая стена оказалась одной длинной решеткой с большим количеством железных дверей.

         – Интересно, что у них здесь? – Подумал Байтик, и мягко ступая лапками, не спеша, побежал вдоль стены, заглядывая в каждую из камер сквозь решетку. Все камеры были разных размеров. Были даже такие, где мог поместиться только один человек, и только стоя. А встречались и большие, в которых помещалось много людей. Ребят он нашёл. Они были все вместе, в одной тесной камере, в которой было так тесно, что можно было только стоять. Байтик вскарабкался по решетке вверх и пролез сквозь решетку внутрь камеры. Увидев, его ребята обрадовались, и кто мог, потянулись к нему руками. Байтик по рукам и по головам ребят пробрался к Насте и, усевшись на её плече, лизнул её щёку.

         Послышались чьи-то шаги, разговор стражников. Явно кого-то вели по коридору. Байтик спустился ниже и затаился, уцепившись когтями за Настину кофту. Со скрипом отворилась железная дверь камеры и вскоре с визгом и металлическим грохотом, захлопнулась. В камере стало ещё теснее. Шаги удалились, и Байтик вновь вскарабкался на Настино плечо. У самой двери стоял, прижавшись к ней спиной, учитель Умс. Он, жестикулируя свободной рукой, призывал ребят соблюдать тишину. И как только стражники вновь занялись своей карточной игрой, учитель шепотом изложил ребятам план старой графини Интриги.

         – Право не знаю, откуда ей известны такие тонкости нашей работы, сказал он – но она здорово всё придумала. Действительно если вы несколько раз в своем воображении хорошо мысленно прорисуете будущий рисунок – ваши возможности могут возрасти многократно. А сейчас я прошу всех закрыть глаза, внимательно слушать меня и представлять, воображать весь ход работы над рисунком. Для Байтика тоже найдется дело: ему нужно будет наблюдать за стражниками, чтобы вовремя предупредить нас об их появлении. Ни кто не должен догадаться о наших с вами уроках.

         Таким образом, время, отпущенное для пыток, стало обращаться в полезное, и все ребята почувствовали явное облегчение своей участи. Пытка бездельем уже побеждена. У всех появилось дело.

         Вечером, когда вокруг арены собралось все высшее общество, и даже королева Лень велела выкатить свою тронную кровать для того, чтобы полюбоваться своей затеей – произошло нечто невероятное, неожиданное: «Сразу после окончания рисунка лисы ребята вместо того, чтобы согласно замыслу королевы всякий раз ужесточали ссору, наоборот повели себя гораздо корректнее. Да и драка получилась довольно вялой». Как ни старались князь Ярость, герцогиня Агрессия и графиня Ненависть завладеть их умами и чувствами, у них это получалось, прямо скажем скверно. Ребята уже не дрались как прежде, а всего лишь толкали друг друга, уронив при этом всего лишь несколько мольбертов да изорвав несколько рисунков. Такой поворот событий обескуражил всех. Королева велела позвать к себе графиню Ненависть, герцогиню Агрессию и князя Ярость. Она тут же при всех придворных обругала их всеми погаными словами, какие только приходили в этот момент в её возбужденную голову. Она даже подняла руку, чтобы кого-то ударить, но поленилась, и пообещала понизить всех в званиях. Такой многословной королеву еще ни кто не видел.

         Но самое неприятное для королевы событие произошло во время следующего вечернего представления: ребята все хорошо нарисовали лисичку и вместо ожидаемой ссоры принялись хвалить друг друга и восхищаться работами. И что тут началось: ссора разгорелась на зрительских трибунах, «благородные» господа принялись таскать друг друга за волосы и бороды, царапаться и кусаться. Ученики на арене покатывались от хохота. Королева вся покраснела от злости. Она даже повелела своим слугам приподнять её и усадить на кровати. Затем, чтобы хоть как-то навредить ученикам, велела позвать главного хранителя времени. И приказала ему изыскать способ вернуть ребят в самое начало подготовительного класса. Но время имеет свои законы. Наибольшее, что смог сделать главный хранитель, так это то, что ребята были возвращены в то время, когда учитель Умс только закончил объяснение последовательности рисования домика.

         Оказавшись вновь на своих местах, за своими мольбертами, ребята вновь дружно расхохотались, вспомнив, приключившуюся с ними историю. А Байтик, лежа на своем излюбленном подоконнике, немного сожалел о том, что ему не удалось полакомиться обещанным графиней Интригой мороженным. Когда смех в мастерской стал утихать, учитель Умс обратился к ребятам: «Вот теперь, я думаю, нам с вами нужно сделать выводы из того, что с нами произошло. Я, лично, убедился в том, что очень вредно лгать ученику, даже из жалости, и даже когда он об этом очень просит». Настю словно охватил жар, она почувствовала, как стали горячими её щёки.

         – Но этот вывод касается только меня, – продолжил учитель, – Настенька не могла тогда знать о возможных последствиях, а вот я должен был это предвидеть. Однако давайте поговорим и о ваших ошибках, слушаю ваши выводы.

         – Я ударил Настю, – сказал Саид, – с этого все и началось.

        – Нет, это я виновата, – возразила Настя, я обозвала его лисичку козой с лисьим хвостом.

         – Но это всё случилось уже потом, – вступила в спор Гертруда, – после того, как я плохо подумала об учительнице Цветане и высказала это в слух.

         – Простите, но я вынужден ваш спор прервать, – громко сказал учитель Умс, – Не кажется ли вам, что рассуждая таким образом мы уподобляем себя тем господам, из плена которых мы только что вырвались? Вы начали себя судить. Не хватает ещё только вынесения приговоров. А может, подумаем о породивших эту ссору причинах, и о том, как эти причины для себя  в будущем не создавать? Всё это началось с того, что вы все поспешили получить желаемый результат. Приступили к исполнению рисунка, будучи совершенно не готовыми к этому. А труда и усердия эта работа потребовала очень много. И каждый из вас вложил в этот рисунок даже на много больше труда, чем на самом деле от вас требовалось. Конечно, в таком состоянии любая критика воспринимается как обвинение. Это надо научиться понимать, и не позволять господам из замка короля страха овладевать вашими мыслями. А также старайтесь не провоцировать злобу в других людях. Иначе она возвратится к вам, усиленная другим человеком. И сможете ли вы тогда победить её в себе? Вы ведь уже знакомы с проделками и возможностями таких особ как: княгиня Обида, герцогиня Агрессия, князь Ярость и его мамочка старая княгиня Злоба. Вы уже знаете, что в замке короля страха довольно много различных особ, желающих поживиться вашим полезным временем, и полюбоваться вашими страданиями. Поэтому вам нужно научиться спокойно и стойко переносить неудачи, ни кого и ни что в этом не обвинять, а лучше использовать своё время для поиска возможностей разрешения ваших проблем. Вместе с тем вы  убедились в большой пользе воображения. Прежде чем изобразить – старайтесь вообразить. Сейчас я расскажу вам о свете. А вы, уже сейчас, во время моего рассказа старайтесь воображать, представлять те процессы, о которых пойдёт речь.

         Только благодаря тому, что лучи света, с огромной скоростью сталкиваясь с различными поверхностями различных объектов, отражаются от этих поверхностей – мы, воспринимая своими глазами этот отраженный свет, видим эти объекты. И именно по этому, отраженному от предмета свету, мы можем судить о форме этого предмета.

         Те участки поверхности формы, с которыми сталкиваются, исходящие из источника света лучи – являются освещенными. Это света

         Те участки поверхности формы, на которые свет падает прямо, то есть перпендикулярно поверхности – являются наиболее светлыми участками этой формы. Это блики.

         Те участки поверхности формы, по которым свет скользит, едва касаясь этих поверхностей – освещены слабее, они темнее света, Это полутени, или полутона.

         Те участки формы, на которые не попадают лучи, исходящие из источника света – являются тёмными. Это собственные тени.

         Участки, окружающего предмет пространства, перекрытые этим предметом от попадания световых лучей – также тёмные. Это падающие тени.

         Собственные и падающие тени освещены ослабленным, отражённым от окружающих предметов светом. Участки теней, на которые попадает отраженный свет – темнее полутонов. Это рефлексы. Встречаются и такие участки, на которые не попадают ни прямые, ни отражённые лучи – они самые темные. Это глухие тени.

 

 

Зона света может содержать в себе один или несколько бликов. Зона тени может содержать в себе один или несколько рефлексов  

  • ·        Нанесением собственной тени вместе с обозначением зоны света, выявляют  
  •          обобщенную большую форму предмета.
  • ·        С помощью введения полутонов, уточняют большую форму предмета.
  • ·        С помощью рефлексов выявляют форму предмета в тени.
  • ·        С помощью бликов выявляют форму предмета в свету.

 

А                          Б                        В                         Г                         Д

           На этих рисунках можно проследить трансформацию плоскости в объёмную форму с помощью иллюзии освещения.

 На рисунке А вы видите прямоугольную плоскость окрашенную в светлый серый цвет. Но если мы часть этого прямоугольника затонируем более тёмным тоном (рис.Б) – возникает иллюзия объёма. Это происходит потому, что в этом случае мы уже воспинимаем форму состоящей из двух плоскостей, одна из которых повернута к свету и освещена, а другая отвернулась от света и находится в тени. На рисунке В – мы можем видеть как форма получила два изгиба, и состоит уже из трёх плоскостей, различно расположенных относительно источника света. На рисунке Г – добавляем плоскости соответствующие блику и рефлексу, на рисунке  Д – плоскости соответствующие растяжкам полутона. 

         Цилиндрические и шаровидные поверхности плавно, постепенно   изменяют своё  расположение  в  пространстве относительно источника света. Границы между бликом, светом, полутоном, тенью и рефлексами размыты и не чётки. Но для успешной моделировки формы – эти границы нужно уметь видеть.

 

         Очень важно в течение всей работы над выявлением формы следить за тем, чтобы границы всех, составляющих форму пятен, соответствовали, принадлежали именно этой форме. На рисунке эти границы обозначены оранжевыми линиями. Обратите внимание на то, что на поверхности цилиндра они все вытянуты по прямой линии, а на поверхности шара, они опоясывают форму по окружности, являясь при этом правильными окружностями. Если какая-либо из этих границ, в каком-либо месте, вдруг изменит свою правильную форму – мы получим ямку, или бугорок на форме всего предмета. Объёмная форма предмета создаётся и изменяется:

  • ·       Формой границ между тенью и полутоном, полутоном, и светом, тенью и рефлексом, светом и бликом.
  • ·        Размерами ширины каждого из этих пяти пятен.
  • ·        Различиями тональной окраски каждого из пятен.

       Создание и изменение формы возможно только при ясном тональном различии всех пяти образующих эту форму пятен. (Каждое пятно имеет свой тон окраски.)  

       После того как вы хорошо нарисуете цилиндр и шарик, – попробуйте, с образца на этой странице нарисовать яйцо.

Придерживайтесь заданной последовательности!

 

         1.– После размещения большой массы в  листе и уточнения соотношения величин высоты и ширины– определите место блика. Затем, глядя на блик, по форме, обрисуйте   границей собственной тени объемную форму яйца. 

          2;3.– Отделите с помощью тона теневую область формы от световой области этой формы и, глядя на всю форму, утемните тон тени, оставляя рефлекс. Наберите тон самой тёмной, глухой тени, которая находится в щели между яйцом и плоскостью, на которой оно лежит.

          4.– При нанесении полутона, уточняйте форму объёма в световой и теневой зонах предмета. Если тон полутона начинает сливаться с тоном тени – утемните тона теней и рефлекса. Затем очень светлым тоном проработайте форму в световой зоне, оставляя блик. Если при тонировке световой зоны её тон начинает сливаться с тоном полутона – утемняйте полутона, а если понадобится, то и тени с рефлексами. Во время такой работы ученики не редко увлекаются работой над чистотой и красотой какого-либо отдельного пятна или участка!

         Это всегда приводит к потере контроля над остальным полем листа и человек теряет возможность сравнивать то, что он делает на маленьком участке, со всем рисунком. Работа, таким образом, ведётся вслепую. Хороших результатов не ждите. Всегда боритесь с желанием смотреть только на тот участок изображения, где работает ваш карандаш. Если вы хорошо запомнили теорию и последовательность ведения работы, и у вас не получается – начинайте рисовать снова и боритесь с желанием смотреть под карандаш. Уверяю вас – всё получится. Успех зависит только от Вас.

         Да, конечно, большого труда стоила нашим ребятам эта наука. Приходилось неоднократно начинать рисунки заново. Два ученика даже побывали в замке короля Страха, откуда им пришлось вернуться в подготовительный сектор. И будь у них на тот момент ну хоть по пятьдесят часов полезного времени – они могли бы повторить задание и продолжить учёбу в секторе учеников. Но, увы – во время прошлого вынужденного визита в замок, они были лишены всего своего запаса полезного времени.   

         Сергей и Настя выполнили все три рисунка вполне хорошо и записали в свои опустошенные карточки по сто первых полезных часов, заработанных на этом уроке.

         – А ведь их уже было бы около тысячи, не ввяжись мы в эту глупую драку, – с досадой сказал Сережа, глядя на свою карточку учета полезного времени.

         – Да, – ответила ему Настя, – целых девятьсот шестьдесят пять…

         – Вовсе не стоит жалеть о том, что с вами случилось, – обратился к ребятам учитель Умс, – ваше положение не так уж плохо. Ваш опыт, который вы получили в замке, стоит большего. А для накопления количества полезных часов вы можете выполнять до пяти повторений каждого упражнения, всякий раз добавляя по одной десятой части от количества часов, назначенных для каждого упражнения.

         – И какая в том выгода? – спросил Хаим, – это же для того, чтобы прибавить за рисунок яйца ещё двадцать часов, нужно выполнить ещё пять таких же рисунков. Не лучше ли выполнить следующее упражнение и получить сразу много?

         Да, отчасти Вы правы, – согласился учитель, – но при каждом качественном повторном выполнении упражнения закрепляются знания, и оттачивается исполнительское мастерство. Примером этому может послужить то, что наш бывший ученик Ухт уже заканчивает курс подмастерьев. Вы все видели его в работе. Его знания, опыт и мастерство позволяют ему легко и быстро справляться со всеми поставленными задачами. Вот ему действительно не выгодно выполнять повторные упражнения. У него все эти упражнения и без того  являются многократно повторенными. И для вас каждое повторение будет способствовать накоплению опыта и повышению уровня мастерства. А это гораздо важнее, чем просто количество часов полезного времени. 

Для получения пароля к следующей странице переведите 100 рублей

с кошелька яндекс деньги

или с кредитной карты

 

  ПЕРЕХОД НА СЛЕДУЮЩУЮ СТРАНИЦУ

Яндекс.Метрика